В организованном порядке
В кино вместо уроков меня гоняли два раза за всю мою школу. В первый раз, в 9-м классе, это был только что выпущенный «Обыкновенный фашизм» Ромма, фильм, произведший неизгладимое впечатление, повлиявший на развитие личности и прочая, и прочая. Тогда на этот фильм отвели ВСЕ старшие классы нашей школы и не только нашей… За это я до сих пор храню благодарность нашей системе народного образования, к которой вообще-то у меня было достаточно претензий. И все терзаюсь в сомнениях – то ли мыслители в наробразе не углядели в фильме очевидных аллюзий, то ли углядели, но…
Второй случай оставил противоположные воспоминания – нас с Хорошевки погнали в принудительном порядке смотреть в «России», что на Пушкинской площади, «Войну и мир». Предупредили, что потом надо будет сочинение по нему писать, а потому прогуливать нельзя. Фильм меня взбесил помпезностью, ненастоящестью и купецким размахом Бондарчука с его многотысячными массовками, мегаломанскими декорациями, фокусами, вроде полета на вертолете над залом, где танцуют на балу… К тому же вскоре распространились слухи, что снимавшийся поначалу в роли князя Болконского Олег Стриженов, увидевши как в сценах битв натурально гибнут лошади, послал Бондарчука к ЕМ и ушел со съемок, а на его месте пришлось переснимать Тихонова, который хоть и красавец, но на князя не тянул, тем более, что советский зритель его помни как деревенского парня из «Дело было в Пенькове» и «Мичмана Панина». В сочинении по фильму я выложил свое раздражение увиденным, что мне, в отличие от критиканства в адрес самого Льва Толстого, сошло с рук. Похоже, наша словесница тоже не очень-то впечатлилась.
Школьные поветрия
Некоторые были совершенно безобидны – еще в начальной школе, когда мы писали перьевыми ручками, возникла мода из яблок, которые давали нам на завтрак после второго урока, делать ежика. Для этого чистое (желательно) перо втыкали в яблоко, там проворачивали, вынимали получившийся конус и втыкали его обратно в яблоко острием наружу. Повторив такую процедуру раз десять можно было получить этого самого ежика. Если перо перед процедурой не обтирать, то можно было получить зверя с фиолетовыми иголками – так было даже красивше, но жрать это яблоко потом было противно.
Куда более зловредная эпидемия прокатилась, когда мы были классе в 8-м. В какую-то технологически ориентированную голову пришла довольно сложная процедура. Древко спички надо было обслюнить и обмазать побелкой со стен (обычно это проделывалось в сортире), потом поджигали головку спички и подбрасывали древком вверх. Спичка прилипала к потолку и, продолжая гореть, давала вокруг себя черный круг копоти. Буквально за несколько дней были угажены все школьные гальюны. Дирекция школы озверела (справедливо, надо признать), учинила розыск и схватила одного из злодеев. Наказан он был люто – исключение из школы, вызов родителей, возложение обязанности побелить потолки – за все мою учебу это была самая суровая экзекуция над учеником.
Если предшествующее кое-как тянуло на эпидемии, то фильм «Фантомас» дал пандемию. Именно с нее в моей памяти связаны первые в Москве массовые графити на стенах и заборах, а также исполненные поэзии записки в почтовых ящиках: - Мне нужен труп, я выбрал вас, прибуду ночью. Фантомас. Несколько меньший охват буйной аудитории дал «Гений дзюдо», но зато по примеру каратеки г-на Хигаки Гиндзборо, выбившего доску из потолка, появилась затея вышибать ногами доски из заборов.
Ну, а, конечно, рекорд поставила битломания и мода на клеши «стопа слона», которая, правда, ограничивалась скудным ассортиментом в магазине «Ткани», малым количеством швейных машинок и умений ею пользоваться. Мой друг и одноклассник Мишка в десятом классе мастерски овладел всеми требующимися умениями и построил себе рекордные в школе штаны с клешем в 25 сантиметров. Были еще и эстеты, которые в складки клешей проводили электричество с лампочками от карманных фонариков, а батарейки носили у пояса. Забавно, что штаны получались намного лучше собственно музыкального продукта - за всю школу я так и не слышал Битлз с нормальной пластинки – только с катушек, в т.ч. записанных с радиопередач Би-Би-СИ с глушилками.
С выражением
Эту историю рассказа моя теща, многолетний, нет – многодесятилетний, завуч и преподаватель словесности в школе в Бескудниково.
Известно, что советская школа медалями своим выпускникам не разбрасывалась. Существовала довольно сложная и строгая (за исключением VIP) система отбора и контроля. У нас, например, на выпуске на некоторых экзаменах потенциальных медалистов слушали представители РОНО (Районный отдел народного образования), а письменные работы таких ребят, получившие «пятерку», рассматривались там персонально. Вот с одной из таких работ в тещиной школе и случился прокол – очень способная девочка, которую школа давно «вела на медаль», на выпускном сочинении получила у своих преподавателей «отлично», но в РОНО вдруг уперлись и снизили балл до «4» со стандартной и неубиенной формулировкой «Тема не раскрыта». Школа, естественно, встала на дыбы, потому что, во-первых, это пятно на профессиональной репутации, а, во-вторых, жалко было девочку. Поэтому школа и подала протест в ГОРОНО (это уже Городской Отдел), куда мою тещу и направили на конфликтную комиссию.
Оказалось, что «протестантов» в городе много, до сочинения девочки из тещиной школы методистка ГОРОНО зачитала с десяток других работ. Трудно ее осуждать, но читала она эти сочинения, как пономарь по тысяча первому покойнику. После такого «представления» комиссия практически автоматически протест школы отклоняла и бралась на следующую жертву. Теща поняла, что дело худо, и, воспользовавшись тем, что методистка-чтица уже стала слегка сипеть и прокашливаться, не предложила, а сказала: - Вы уже устали, позвольте, я прочитаю сочинение моей ученицы сама».
Теща хорошо прочитала, с выражением, и услышала шепоток за спиной: - Да, если так читать, они бы все по пятерке получили!
***