Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Гостевая О себе
Новости

De pluribus unum[1] или О странностях любви

Когда эсэсовцы в Киеве пришли за евреями на Гоголевскую, нашлось немало тех, кто кричал: «А у них еще родня есть на Прорезной!» Когда в Киев вернулись наши, те же люди громче все орали: «А вот фашистская подстилка!»

Они всегда с победителями…

Событие, которое едва ли не встало вровень с нашей оглушительной феерической серией побед и вызвало не меньше откликов – разборки  болельщиков по принципу «процента конистости», месту проживания, генеалогии и пр. – заставило попытаться проанализировать это явление со своей стороны. Я не хочу думать, что в голову кому бы то ни было на сайте могла прийти идея «апартхейда» – сегрегации болельщиков ЦСКА, пафос «Урока географии» я склонен приписать нарастающему ощущению того, что стальные ширинки твердокаменных апологетов команды будут вот-вот смяты волнами «пены», тех, кто всегда с победителями. На эти опасения я могу только пессимистически заметить, что так оно, скорее всего, и будет. Революции готовят идеалисты, делают прагматики, а пользуются их плодами – проходимцы… Это естественный ход вещей, а там, «где ты ничего не можешь, ты не должен ничего и хотеть». Можно только послать таких нах и не видеть их в упор…

И все-таки набегающая пена не только наносит на берег кучи гниющего мусора, из нее, бывает, и Афродиты рождаются – те молодые, которые будут стоять в строю армейцев в дни будущих невзгод и удач. Будем уповать именно на это, и, кстати, армейские сайты должны бы сыграть в воспитании новых поколений особую роль именно вследствие своей демократичности и общедоступности. Молодые должны знать, что в нашей истории были не только моменты торжества, но и смутные времена, что быть болельщиком ЦСКА – не только кайф от побед, но и стойкость к трудностям и неудачам (с этим и проверкой болельщиков на стойкость, кстати, можно не спешить).

А пену смоет время.

И все-таки автору «Урока географии» может быть предъявлен упрек - он вторгся в такое зыбкое место, в которое вторгаться крайне опасно, потому что позитивный результат изначально сомнителен, а вот негативные последствия – необозримы. Что, собственно, резонанс статьи и подтвердил. Психология личности, а тем более социальная психология – это темный лес на уровне религиозно-мистических представлений, а, как известно, не было войн более жестоких, чем войны религиозные или идеологические. И отрицательная реакция числа читателей – экспериментальный факт, причем массивность ее настолько велика, что объяснения типа «вы плохо читали» – неудовлетворительны. Чтой-то и в консерватории надо поправить…

Любовь болельщиков к команде – дело строго индивидуальное, хотя часто и имеет какие-то общими черты. Для многих решающую роль сыграло военное прошлое или настоящее, для многих - запавшая в душу игра, семейные традиции или, наоборот, стремление противопоставить себя им… При этом боление именно за ЦСКА имеет свои особые исторические истоки и сформировало специфический корпус болельщиков.

Не знаю, как было до войны, но допускаю, что болели за нас красноармейцы и краснофлотцы, многие, может быть, и по обязанности. К сожалению, так получилось, что немногие довоенные болельщики смогли передать традицию следующему поколению… Но то, что я помню сам, - это эйфория Победы, после которой каждый выживший мог считать себя счастливым. 12 с лишком миллионов человек встретили день Победы в Действующей Армии, еще больше миллиона стояли на дальневосточных границах. А их семьи, а миллионы комиссованных, искалеченных, донашивающих армейские гимнастерки. Вся страна испытывала счастье, осознала собственное достоинство, испытывала гордость за свою армию, а, значит – за себя.

Не менее важным было и то, как играла тогдашняя ЦДКА. Даже ничего не зная о Победе, в нее можно было влюбиться и за мощь и стойкость, которую олицетворяли Никаноров, Нырков, Кочетков и Гринин, и за высочайшую технику и интеллект Федотова, Боброва и Николаева.

Однако, дух победителей в народе, предназначенном для тупого нерассуждающего повиновения был неуместен, победителям быстро указали их место, и вместе с послевоенными репрессиями против военных, история с ЦДСА 52-го года – частичка того процесса. Но именно тогда сложилась основа настоящего хардкора 50-х – 60-х годов – солдаты и дети Победы, умеющие радоваться каждому успеху и не сдающиеся в дни неудач. Такой истории нет ни у одного российского клуба, такой традиции нет и не может быть больше ни у кого.

Позднее рекрутирование армейских болельщиков стало больше походить на то, как формируются торсиды других команд, и все же отсвет событий старины ложился на этот процесс. Думаю, заслуга в этом в значительной степени принадлежит именно послевоенному поколению болельщиков. И пусть теперь наша команда живет по тем же законам, что и прочие (и слава богу!), мы все равно поем песни, которые связывают наши поколения с теми, которые были Красной Армией.

А разнообразие армейских болельщиков еще с тех пор – самое широкое, потому что бойцы Победы рассеялись по всей стране, а теперь уже и – странам. Поэтому-то и вызвал протест тезис «Урока географии»: «Все люди – шовинисты». Может быть в чем-то и так, хотя всю жизнь думал про себя иначе. Да, конечно, среди родных осин, на знакомых улицах, в компании хороших друзей чувствуешь себя и уверенней, и комфортней. Но и сопки Мурмана и Хасана мной лично воспринимаются как родные, и это не от великодержавности, а именно оттого, что там я встречал хороших людей, своих, готовых помочь и разделить с тобой последнюю цигарку. И там тоже есть болельщики ЦСКА, хотя бы потому, что и их отцы и деды воевали. Да и потом на окраинах нашей Великой Империи служивого люда всегда было едва ли не больше, чем штатского. Никто не спорит, что поехать на выезд – доблесть, ну, а пригнать за литр спирта дизель из соседней части и полчаса крутить пускач, чтоб завелся, и можно было посмотреть хоккей дальневосточной ночью?

Да, хабаровскому или владивостокскому коню попасть на игру нашей команды – как верблюду пройти сквозь игольное ушко – нынче дешевле из Москвы в Париж, чем туда – на Тихий океан. Хранить верность нашим цветам им нелегко, тяжелее, чем нам. Я уж не говорю о совсем экзотических персонажах – знакомых мне болельщиках ЦСКА, уроженцах славного города Киева. Трудно вообразить более высокий уровень нонконформизма, самоотверженности и просто личной храбрости. Я бывал на киевских трибунах и имею представление о том, что это такое. И сейчас на нашем сайте появляются мессаги наших собратьев из разных украинских городов. Именно Интернет позволяет болельщикам во всем мире оставаться членами красно-синего братства, а мы, здешние, для них связующее звено с любимой командой. Тем более странно, что появилась попытка аттестовать их «вторым сортом». Потенциально, популяция болельщиков ЦСКА куда уже, чем нация, национальность, даже землячество, так зачем же сужать его еще больше?

А ведь вопрос о возможности «любви на расстоянии» элементарно решается, если от слов «любить ЦСКА» перейти к просто «любить». Люди, подолгу работавшие в экспедициях и командировках, понимают, что такое тоска по семье… и по футболу.

И формы боления не менее разнообразны, чем места, где болеют за ЦСКА. Есть выездюки, почет им и уважение, а есть люди, которые помнят протоколы игр нашей команды, ее игроков и тренеров с незапамятных времен, но с трудом могут вспомнить, когда они последний раз были на стадио. Но чтобы осуждать людей, посвятивших немерянные интеллектуальные силы родной команде, надо быть, как минимум, не менее интеллектуальным. Есть люди, которым не позволяет ходить на стадион материальное положение, есть – кому семейные заботы, кому-то – здоровье, но вести о ЦСКА для них по-прежнему важнейшая часть жизни. И никто не может им сказать: «Ваша любовь – ненастоящая!»

Кстати о странностях любви… Мне тоже не все нравится в армейском фанатизме, но я лично позволяю себе резкости только в совершенно очевидных случаях: против расистских выпадов в отношении наших легионеров, против злокачественного петардизма, из-за которого меня и других армейцев теперь не пустят на трибуны КУЕФА. А ведь, если дать себе труд задуматься над буквальным смыслом лозунга «ОУКС!», не может не охватить содрогание – ну, никогда бы я не доверил самое дорогое совершенно посторонним, идеологически чуждым и просто несимпатичным мне людям. К тому же, в подавляющем своем большинстве они самцы, и моя гетеросексуальная ориентация решительно восстает против. И еще неизвестно, чистят ли они зубы…

А вот помалкиваю…



[1] В разнообразии – единство

Hosted by uCoz