Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Гостевая О себе
Новости

Герб или не герб?

Прочел давеча заметочку деятеля из геральдической конторы, который обозревал эмблемы футбольных команд. Поразился тому, насколько неаргументированно и легковесно рассуждал сей специалист, особенно в той части, где он высоко оценивает геральдические достоинства спартаковского ромбика. В чем он, однако, прав, так это в том, что существующие эмблемы футбольных команд никаким боком на истинное геральдическое художество не тянут. Но это и «беременного ромбика» касается в неменьшей степени. Постараюсь это доказать.

Законов геральдики, несмотря на невероятную сложность некоторых гербов, не так уж и много. И первый из них, он же главный, состоит в том, что геральдические фигуры должны располагаться в гербовом щите. Щит должен содержать фигуры – геральдические, такие как столб, пояс, перевязь, стропило, а также негеральдические – изображающие реальные или идеальные сущности – оружие, трофеи, животных, иногда – людей. Щит может быть разделен на отдельные поля с разными фигурами, но злоупотребление этим делает герб громоздким и претенциозным. Наиболее изысканны – наиболее простые гербы, они же, как правило, и древнейшие (см. например, герб Милана – червленый крест св. Георгия в серебряном поле).

Если взглянуть на эмблему футбольного ЦСКА, то сразу бросится в глаза нарушение первого закона - звезда, венчающая эмблему, очевидным образом за пределы щита выходит. Возможно, злую шутку с автором эмблемы сыграло то, что он учебников по геральдике не читал, но видел, что у многих гербов сверху что-то есть. Но это «что-то» не гербовая фигура, а по традиции – корона и/или рыцарский шлем. Это – одна из второстепенных деталей так называемых полных гербов, к которым также относится обрамление, девиз, щитодержатели и пр. То есть, в гербе звезду надо бы «втянуть» в щит, а увенчать его чем-нибудь другим.

Второй важнейший закон геральдики – это закон «финифтей и металлов». Финифтями называются краски – красная (червлень), синяя (лазурь), зеленая (зелень), реже – пурпурная, черная и оранжевая. Помимо того, некоторые фигуры изображаются «естественными цветами». Металлы – это серебро (или белый цвет) и золото (желтый), иногда также и железо, передаваемый оттенками серого. Закон же состоит в том, что «финифть можно накладывать только на металл, а металл – на финифть», то есть на красное поле можно накладывать фигуру желтого или белого цвета, но не синего, и наоборот. Впрочем, и такое случается, но требует некоторых ухищрений, о которых будет сказано ниже. В частности, т.н. «меха» - горностаевый и беличий допускают расположение на себе и финифтей, и металлов. Если же правило нарушается, это переводит герб в категорию «armoir extraordinnair» - гербов чрезвычайных, но чрезвычайность, как правило, состоит в чрезвычайной неграмотности герольда, который поленился прочитать учебник хотя бы до 20-й страницы. Яркий пример тому – чрезвычайный герб Москвы, где нарушен еще один геральдический закон – обращать фигуры людей и животных в гербе в геральдически правую (левую от зрителя) сторону.

Дело в том, что первоначально, в эпоху «живой» (т.е. оружейной) геральдики, герб, в первую очередь, располагался на щите, который герцоги-бароны, по большей части – правши, в бою носили на левой руке (и расположение сторон гербового щита поэтому считается «от владельца» - из-за щита). Тогда фигура, обращенная в геральдически правую сторону, при наступлении на противника скалила на него хищную морду, а при обращении в левую – показывала ему, мягко говоря, тыл, что не очень эстетично и символически неприемлемо для благородного дона. Вот в Москве и сумели проявить чрезвычайное геральдическое невежество и Егорья повернули не туда. Областной герб, который по традиции повторяет московский по рисунку, повернут в правильную сторону, но, подозреваю, не из-за повышенной грамотности, а в пику столице…

Наконец, упомяну не закон, а правило: в гербе не приемлемы литеры, сиречь буквы. Как правило, это говорит либо о том, что о владельце герба нечего сказать кроме его имени, либо о том, что у герольда худо с фантазией. Все необходимые слова можно расположить на ленте с девизом, которая располагается у подножия щита. Вот и причина, по которой спартаковское творчество, если и может быть признано геральдическим, то изрядно второсортным.

Итак, вооруженные этим древним знанием, вернемся к эмблеме ПФК ЦСКА. Помимо уже упомянутого негеральдического расположения основной фигуры – звезды, центральное место занимают литеры, да не одна, а целых четыре. Конечно, в обсуждении на армейских сайтах многие пеняют на эмблемы зарубежных команд, в частности Арсенала, но это лишь характеризует качество тамошнего геральдического творчества. Сочетание финифтей (лазури с зеленью) и повсеместная золотая кайма, а главное – перегруженность щита, производят достаточно безвкусное впечатление. К тому же использование футбольного мяча для обозначения вида спорта уже заезжено и использовано всеми, кому ни попадя, включая столь любимый армейцами Спартак.

Оптимально было бы решить герб максимально лаконичными средствами, которые, к тому же графичны и легко воспроизводимы даже теми, кто не закончил полный курс Академии Художеств. Тем более, что по геральдической традиции герб может существовать в малом, среднем и полном варианте. В первом случае воспроизводится только щит герба, во втором – щит с короной (шлемом), обрамлением и девизной лентой. В третьем случае добавляются щитодержатели – фигуры, поддерживающие щит (например, в гербе Российской империи – аж сами архангелы, против этого даже безгласная церковь возражала), клейнод, покровы и пр. Вот тут можно отвести душу, добавляя разные детали, главное, как говорил фельдкурат Лацина, не «перекоричить и перелимонить».

Adobe SystemsИтак, в гербе ПФК ЦСКА логичны червленая и лазуревая финифти как традиционные цвета клуба. Если вспомнить знамя и эмблему старого ЦСКА, то лазуревым был треугольник у древка. Перенося вексиллологические (это умное слово означает – флаговедческие) правила на геральдические, логично расположить такую же фигуру во главе щита, но глава – фигура в верхней части щита – в виде треугольника достаточно редка, поэтому ее можно заменить поясом – горизонтальной полосой.

Adobe SystemsЦентральное (почетное – геральдич.) место во главе или в центре щита логично должна занимать основная смысловая фигура, в данном случае – красная (червленая) звезда как символ Красной Армии (Советской, Российской - в порядке правопреемства). Однако, ее расположение невозможно ни в червленом, ни в лазоревом поле. В данном случае, однако, выручает и традиция, и небольшое геральдическое ухищрение. Красную звезду обычно изображают с золотой каймой, это дает основание описать ее как золотую, обремененную красной звездой, не согрешив против «закона финифтей и металлов».

Adobe SystemsAdobe SystemsAdobe SystemsЭто, однако, общеармейские символы и колоры, а в гербе футбольного клуба должны присутствовать специфические черты, характеризующие его именно как таковой. Как уже упоминалось, футбольный мячик превратился в общее место и представляет собой лобовое решение вопроса (которое при этом не обязательно отбрасывать). Я бы предложил нестандартное решение проблемы, воспользовавшись благоприятной геральдической ситуацией. Дело в том, что недавно установленный герб муниципального района Сокольники, являющегося исторической колыбелью Adobe Systemsклуба, спортивные площадки, инвентарь и даже многие спортсмены которого были переданы ОППВ, являющейся пращуром нашего клуба, имеет зеленое поле, обремененное серебряными перевязями вправо. Эти цвета удачно совпадают с цветами футбольного поля, его разметки или сетки ворот, каковые они и могут символизировать в гербе наряду с исторической традицией клуба. Можно расположить эти атрибуты «в столб» - вертикальную полосу, либо «в пояс» - в основании.

Средний вариант герба может быть снабжен шлемом, и исторически логично изобразить в качестве такового «буденновку» как головной убор армии, соответствующий по историческому периоду моменту возникновения клуба. Она же и наиболее графична и сходна с историческими шлемами, используемыми традиционно в обрамлении гербового щита. Щит по бокам может быть обрамлен, как и сейчас, символами славы - лавровыми ветвями (дубовые – символ воинской стойкости – все-таки лучше удалить, чтобы не соблазнять свиней желудями), а ветви перевиты либо лентой Ордена Ленина, каковым клуб был награжден, либо Георгиевской (гвардейской) лентой. Вот на ленте и можно написать: ЦСКА. Однако ж, можно не быть такими буквалистами и написать на ленте, как и подобает гербу, девиз, например: Разгромим, уничтожим врага! ( цитата из гимна защитников Москвы).

А большом – щитодержатели в форме ОППВ и ЦДКА, Кубки, знамена (красное – чемпиона СССР и Армии и красно-синее ЦСКА) – ну, что-нибудь вот в таком духе.

Конечно, среди существующих у клуба проблем, герб занимает место далеко от начала списка, однако, если уж оформлять знак, характеризующий ЦСКА уникальным образом, стоит делать это профессионально, обратившись к геральдическим художникам и придерживаясь упомянутых выше законов геральдического художества. Если уж делать – то по-большому! Можно использовать и представленные мной соображения – безвозмездно…

Hosted by uCoz