Сайт Юрия Борисовича Шмуклера
О себе Эмбриофизиология ЦСКА Из дальних странствий воротясь Семейные обстоятельства Бреды и анекдоты О времени Старый сайт

Это наши новые записки путешественников.

Впечатления от прежних путешествий можно найти здесь.

Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена

 

Блог

Facebook

Брюгге. День первый

 


Мы укатили из Гента в Брюгге, и уже вскоре оказались на узких улочках и набережных, тянущихся вдоль и поперек каналов. По взвизгивания жены, которой в каждом проезде мерещилось одностороннее движение, мы перекатились через горбатый мостик и удобно припарковались на берегу канала в пустующем кармане прямо напротив входа в гостиницу, самую шикарную из всех на нашем маршруте. В рецепции нам предложили на выбор либо дешевую парковку черт знает где, либо подороже, но прямо на задах гостиницы. Мы решили, что экономия тут небольшая, и расходы окупятся тем, что машина будет всегда под рукой.
Номер нам дали на нулевом этаже (на первом, по-русски говоря), у выхода из коридорчика располагался зимний сад, а чуть подальше кафе, работающее по вечерам. Зашли в номер, бросили вещи, все это заняло минут 15, и отправились ставить машину на гостиничную парковку. Карточка, приложенная к электронному замку парковки, вызвала тектоническую подвижку длиннейшей ленты, отпирающей въезд, а внутренние ворота открылись сами собой под действием фотоэлемента. Когда мы уходили с парковки, ворота, и внутренние, и наружные, при нашем приближении тоже открывались, как по волшебству…
Избавившись от колес и багажа, мы не стали тратить времени даром и побрели в ту сторону, где надеялись найти центр города. (это Юрка так думал. На самом деле двинулись по продуманному заранее плану сначала к ц. св. Эгидия, потом св. Якова и оттуда – на рыночную площадь).

Прекрасный старинный город. Атмосфера благополучия и стабильности создается сплошными рядами прочных красно-кирпичных домов с уступчатыми фронтонами, нередко украшенными узорами кирпичной кладки. Этот индивидуальный стиль Брюгге отличает его от других городов. Пожалуй, он уступает Генту и тем более Антверпену в роскоши и изысканности фасадов, зато выглядит цельным, как армейский строй с разными знаками отличия на форме. Бург-Брюгге-бюргер-бургер... Все надежно, прочно, тупо. 

 

Ну, это жена хватила! Тупо… Надежно, прочно, стабильно. И со вкусом!

  20241117_13115720241117_125718
20241117_12522220241117_133902  

И вдруг...


В центре города, как водится, находится главное выражение его сущности, разделенное здесь между двумя площадями: мозг - площадь Бург - и желудок - Рыночная площадь, окруженная по периметру террасами ресторанов, конными экипажами и с памятником неким полувымышленным героям посредине. (мы его не увидели, т.к. весь центр огорожен для подготовки рождественской ярмарки). Ясное дело, здесь до сих пор стоят торговые ряды - мощное, несколько аскетичное, вполне в «бюргерском» стиле здание, образующее каре вокруг внутреннего двора, построенное для простых будничных дел. И эти будничные дела - как раз то, что создает городу богатство и является условием его достоинства. Поэтому именно над ним высится главный символ и украшение Брюгге - торжественный и необыкновенно прекрасный Белфорт со множеством колоколов внутри. Устремленная ввысь колокольня, возвышаясь над практицизмом и обыденностью, демонстрирует не только богатство и мощь свободного города, но и его духовное величие. Недаром она зрительно конкурирует с церковными башнями, находящимися поодаль, - собора Спасителя и церкви Богородицы.

Забавно, что строительство Белфора происходило поэтапно – в три приема(в XIII, XV и XVI вв.), и это отчетливо отразилось на его вертикальном членении.
На башню мы не поднимались, но по галереям двора погуляли (там нынче разные выставки устраивают) и экспозиция музея города располагается.

20241117_140931 20241117_140520 20241117_135048

Белфор, видимый издалека, восхищает всякого, кто видит его впервые. Еще есть нарядное здание правительства в неоготическом стиле и примкнувший к нему похожий исторический музей, где экскурсии проводят исторические персонажи по методу «дополненной реальности». Такие экскурсии, думаю, дети не забудут, и это, безусловно, один из факторов, обеспечивающих преемственность поколений.20241117_160254

Совсем рядом - торжественная нарядная площадь Бург, главные действующие лица которой - ратуша и примкнувшая к ней церковь Святой Крови. Про святую кровь - отдельная история: граф Фландрии Тьерри Эльзасский и его сын Дидерик, когда жили в соседнем здании замка Стиин, владели двойной часовней св. Василия, построенной в XII в., в которой хранились привезенные из Иерусалима его мощи. Нижняя церковь служила горожанам, верхняя выполняла роль графской домашней часовни. Дидерик раздобыл во время Крестового похода несколько капель крови Христа и разместил в верхней часовне, которая была поэтому переименована. Впоследствии это название закрепилось за всей церковью.
Верхняя церковь, пышно «отреставрированная» в неоготическом стиле в XIX в., сверкает богатством красок и подлинными витражами XIV - XVIвв., а нижняя - с мой точки зрения, шедевр подлинного раннего романского стиля XII в. (вот она-то действительно отреставрирована и очищена от позднейших искажений). От нее веет подлинно мрачным Средневековьем, как мы не всегда адекватно его представляем.

20241117_16404620241117_164739

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20241117_16420320241117_165108

Католические церкви во Фландрии вполне благополучны и многочисленны, вопреки ожиданиям после прочтения «Уленшпигеля», знакомства с историей борьбы с инквизицией и испанским владычеством. Мы еще побывали в Эксориале – Филипп II таки действительно был религиозным фанатиком, способным на чудовищные вещи. Да, такого сумасшедшего шика, как в Италии, Франции и католической Германии, в Бельгии нет, но эти храмы выглядят вполне достойно с поправкой на местные менее вычурные и более склонные к скромности вкусы.

Церковь почти скрыта от глаз Ратушей, на площадь выглядывает лишь изукрашенный готический фрагмент, непонятно как привязанный к ее корпусу. И это, думаю, не случайно: церковь вообще не играет главной роли в самостоятельных торговых городах Северной Европы. Лишь Антверпен может похвастаться традиционным собором в стиле высокой (брабантской) готики, остальные города довольствуются весьма аскетическими местными стилями и строят свои соборы где-то поодаль от текущей жизни.

 20241117_155823 Зато Ратуша - самая старая в Европе, XIV в. - и самая прекрасная, изысканно-нарядная. Так горожане украшают самое ценное, что у них есть, - самоуправление. Т.е. свобода и демократия.

Торжественны ее нижние залы и пышно украшен верхний готический зал заседаний - его до сих пор используют по назначению, но и туристов пускают (за деньги! - зарабатывают, как и все в городе). Правда, от этого зала также, как и от ц. св. Крови, и Теремного дворца в Москве, за версту веет XIX в., ну что уж тут поделаешь...  

Нагулявшись до полного изнеможения, мы вернулись в гостиницу, где в меню кафе обнаружили полюбившейся нам в путешествии по югу Италии горький ликер Кампари. К нашему удивлению – именно так, хотя мы привыкли к тому что он подается с содой. Пришлось объяснить бармену, как правильно нас угощать, но смешивать ингредиенты пришлось мне самому. С третьей попытки удалось добиться правильной пропорции, после чего осталось только уползти в койку.

20241117_163529 20241117_161029


***

 

 

 

 

Из дальних странствий воротясь

Из дальних странствий воротясь