Мы укатили из Гента в Брюгге, и уже вскоре оказались на узких улочках и набережных, тянущихся вдоль и поперек каналов. По взвизгивания жены, которой в каждом проезде мерещилось одностороннее движение, мы перекатились через горбатый мостик и удобно припарковались на берегу канала в пустующем кармане прямо напротив входа в гостиницу, самую шикарную из всех на нашем маршруте. В рецепции нам предложили на выбор либо дешевую парковку черт знает где, либо подороже, но прямо на задах гостиницы. Мы решили, что экономия тут небольшая, и расходы окупятся тем, что машина будет всегда под рукой.
Номер нам дали на нулевом этаже (на первом, по-русски говоря), у выхода из коридорчика располагался зимний сад, а чуть подальше кафе, работающее по вечерам. Зашли в номер, бросили вещи, все это заняло минут 15, и отправились ставить машину на гостиничную парковку. Карточка, приложенная к электронному замку парковки, вызвала тектоническую подвижку длиннейшей ленты, отпирающей въезд, а внутренние ворота открылись сами собой под действием фотоэлемента. Когда мы уходили с парковки, ворота, и внутренние, и наружные, при нашем приближении тоже открывались, как по волшебству…
Избавившись от колес и багажа, мы не стали тратить времени даром и побрели в ту сторону, где надеялись найти центр города. (это Юрка так думал. На самом деле двинулись по продуманному заранее плану сначала к ц. св. Эгидия, потом св. Якова и оттуда – на рыночную площадь).
Прекрасный старинный город. Атмосфера благополучия и стабильности создается сплошными рядами прочных красно-кирпичных домов с уступчатыми фронтонами, нередко украшенными узорами кирпичной кладки. Этот индивидуальный стиль Брюгге отличает его от других городов. Пожалуй, он уступает Генту и тем более Антверпену в роскоши и изысканности фасадов, зато выглядит цельным, как армейский строй с разными знаками отличия на форме. Бург-Брюгге-бюргер-бургер... Все надежно, прочно, тупо.
Ну, это жена хватила! Тупо… Надежно, прочно, стабильно. И со вкусом!
И вдруг...
В центре города, как водится, находится главное выражение его сущности, разделенное здесь между двумя площадями: мозг - площадь Бург - и желудок - Рыночная площадь, окруженная по периметру террасами ресторанов, конными экипажами и с памятником неким полувымышленным героям посредине. (мы его не увидели, т.к. весь центр огорожен для подготовки рождественской ярмарки). Ясное дело, здесь до сих пор стоят торговые ряды - мощное, несколько аскетичное, вполне в «бюргерском» стиле здание, образующее каре вокруг внутреннего двора, построенное для простых будничных дел. И эти будничные дела - как раз то, что создает городу богатство и является условием его достоинства. Поэтому именно над ним высится главный символ и украшение Брюгге - торжественный и необыкновенно прекрасный Белфорт со множеством колоколов внутри. Устремленная ввысь колокольня, возвышаясь над практицизмом и обыденностью, демонстрирует не только богатство и мощь свободного города, но и его духовное величие. Недаром она зрительно конкурирует с церковными башнями, находящимися поодаль, - собора Спасителя и церкви Богородицы.
Забавно, что строительство Белфора происходило поэтапно – в три приема(в XIII, XV и XVI вв.), и это отчетливо отразилось на его вертикальном членении.
На башню мы не поднимались, но по галереям двора погуляли (там нынче разные выставки устраивают) и экспозиция музея города располагается.
Белфор, видимый издалека, восхищает всякого, кто видит его впервые. Еще есть нарядное здание правительства в неоготическом стиле и примкнувший к нему похожий исторический музей, где экскурсии проводят исторические персонажи по методу «дополненной реальности». Такие экскурсии, думаю, дети не забудут, и это, безусловно, один из факторов, обеспечивающих преемственность поколений.
Совсем рядом - торжественная нарядная площадь Бург, главные действующие лица которой - ратуша и примкнувшая к ней церковь Святой Крови. Про святую кровь - отдельная история: граф Фландрии Тьерри Эльзасский и его сын Дидерик, когда жили в соседнем здании замка Стиин, владели двойной часовней св. Василия, построенной в XII в., в которой хранились привезенные из Иерусалима его мощи. Нижняя церковь служила горожанам, верхняя выполняла роль графской домашней часовни. Дидерик раздобыл во время Крестового похода несколько капель крови Христа и разместил в верхней часовне, которая была поэтому переименована. Впоследствии это название закрепилось за всей церковью.
Верхняя церковь, пышно «отреставрированная» в неоготическом стиле в XIX в., сверкает богатством красок и подлинными витражами XIV - XVIвв., а нижняя - с мой точки зрения, шедевр подлинного раннего романского стиля XII в. (вот она-то действительно отреставрирована и очищена от позднейших искажений). От нее веет подлинно мрачным Средневековьем, как мы не всегда адекватно его представляем.
Католические церкви во Фландрии вполне благополучны и многочисленны, вопреки ожиданиям после прочтения «Уленшпигеля», знакомства с историей борьбы с инквизицией и испанским владычеством. Мы еще побывали в Эксориале – Филипп II таки действительно был религиозным фанатиком, способным на чудовищные вещи. Да, такого сумасшедшего шика, как в Италии, Франции и католической Германии, в Бельгии нет, но эти храмы выглядят вполне достойно с поправкой на местные менее вычурные и более склонные к скромности вкусы.
Церковь почти скрыта от глаз Ратушей, на площадь выглядывает лишь изукрашенный готический фрагмент, непонятно как привязанный к ее корпусу. И это, думаю, не случайно: церковь вообще не играет главной роли в самостоятельных торговых городах Северной Европы. Лишь Антверпен может похвастаться традиционным собором в стиле высокой (брабантской) готики, остальные города довольствуются весьма аскетическими местными стилями и строят свои соборы где-то поодаль от текущей жизни.
Зато Ратуша - самая старая в Европе, XIV в. - и самая прекрасная, изысканно-нарядная. Так горожане украшают самое ценное, что у них есть, - самоуправление. Т.е. свобода и демократия.
Торжественны ее нижние залы и пышно украшен верхний готический зал заседаний - его до сих пор используют по назначению, но и туристов пускают (за деньги! - зарабатывают, как и все в городе). Правда, от этого зала также, как и от ц. св. Крови, и Теремного дворца в Москве, за версту веет XIX в., ну что уж тут поделаешь...
Нагулявшись до полного изнеможения, мы вернулись в гостиницу, где в меню кафе обнаружили полюбившейся нам в путешествии по югу Италии горький ликер Кампари. К нашему удивлению – именно так, хотя мы привыкли к тому что он подается с содой. Пришлось объяснить бармену, как правильно нас угощать, но смешивать ингредиенты пришлось мне самому. С третьей попытки удалось добиться правильной пропорции, после чего осталось только уползти в койку.
***
|