Мемлинг для Брюгге, как Ван Эйки для Гента, и ему также стоит памятник в квартале, которым мы проходили в гостиницу, - наверно, он там жил.
Но сокровищница его творчества расположена по соседству с госпиталем св. Иоанна. А по дороге туда мы прошли через третий слой города: после памятников официальной светской и духовной власти – через ряды домов небогатых горожан, целые кварталы, целиком принадлежащие историческому прошлому и «погружающие» в него. Все это вместе- бюргерские дома, общественные здания высокого стиля, церкви и бедняцкие на удивление сохранившиеся кварталы - производит стереоскопический эффект, создает ощущение подлинности древнего города.
|
|
Этому способствует также превращенный в музей госпиталь св. Иоанна. Он находится дверь-в дверь к церкви Богоматери, был основан в XII веке августинским орденом и функционирует по сей день (!).
Первое, что лезет в глаза в дворике госпиталя - это вызывающая, кричащая реклама выставки с названием, что-то вроде «Познакомьтесь с человеческим телом» - я так понимаю, это популярная нынче в Европе выставка разъятых человеческих тел, на мое нынешнее настроение – самое то!
Так что мы мимо этого зазова проследовали вбок и там погрузились в более вдохновляющую экспозицию.
В нем показаны интерьер и многочисленные предметы быта и медицинские инструменты, а также разного рода картины и скульптуры.
В музей периодически стаями запускали экскурсии школьников, которые оглашали окрестности радостным визгом, несколько нарушающим чинное благородство музейной атмосферы. Деток туда, видимо, водили в порядке воспитания местного патриотизма, но, судя по их лицам и реакциям, воспитательная работа имела обычный в таких случаях эффект – полного пофигизма.
Аналогичный музей-госпиталь, только гораздо красивее и с великолепной наглядной экспозицией мы видели в бургундском Боне. Этот госпиталь, созданный канцлером герцога Бургундского Николя Ролленом и его женой Гигоной на все свои средства, закупал для утепления бедных и бездомных роскошные фламандские ковры, а также знаменитый на весь мир Бонский алтарь фламандского живописца Рогира Ван-дер-Вейдена (https://yu-b-shmukler.narod.ru/New/Travel/Bon.html). Эта связь Фландрии и и Бургундии, так наглядно проявившаяся в убранстве Бонской богадельни, разумеется, не случайна: она напоминает о том, что эти две области в XV в. составляли единое мощное государство под управлением герцогов Бургундских и были центром формирования принципиально новой живописи и вообще искусств и ремесел. Герцоги свободным городам никак не мешали и более того, являясь заказчиками произведений искусства, всячески их развивали...
Ганс Мемлинг (ок. 1433—1494) — выдающийся художник Нидерландов, завершающий своим творчеством искусство блестящей плеяды мастеров раннего Возрождения. Мемлинг родился в немецком городке Зелиген, около Франкфурта-на-Майне, в 50-х годах XV века работал в мастерской Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе и после смерти последнего в 1465 году стал жителем Брюгге. В 1467 году он был избран главой городской гильдии св. Луки». Его творчеству посвящен огромный массив литературы, включая Карла Вермана, с которым я согласна: фигуры Мемлинга тоньше, изящней и изысканней, чем у всех его современников. Мемлинг был одарен необычайно тонким пониманием лирической поэтики цвета. Утонченность его колористических гармоний несет в себе нежнейшие оттенки человеческих настроений».
Здешняя богадельня хвастается пятью произведениями Ганса Мемлинга (на самом деле их больше, т.к. многие представляют собой триптихи или диптихи, расписанные с обеих сторон). Триптих «Поклонение волхвов» (ниже), никогда не покидал госпиталь («Душевная просветленность человеческого образа, лирическая настроенность, умиротворенность, доброе, ласковое приятие мира становятся у него основным эмоциональным лейтмотивом. Мемлинг ищет нежной поэтической гармонии во всем, что его окружает» - из путеводителя).
Триптих «Обручение св. Екатерины» с «Откровением Иоанна» — «…самое чарующее по настроению и проникновенности произведение нидерландской школы» - Карл Верман).
«В том же собрании алтарь с плачем над телом Христа, сооруженный Адрианом Рейнсом в 1480 г., показывает высшую ступень искусства Мемлинга» - КВ, |
и портрет Ларин Морель (почему-то в образе сивиллы) - «поразительное по утонченному чувству изображение «Сивиллы Самбеты», |
|
|
и вызывающий восторг двойной складень 1487 г. «Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове» (весьма выдающаяся личность, между прочим, умер в 37 лет, много достигнув и, вероятно, еще большего мог бы достичь. Художник, когда писал портрет, этого не знал, Мартину на портрете всего 23 года). |
Целомудренная и пуристически воспитанная жена попыталась скрыть от общественности парочку шедевров этой экспозиции, с Мемлингом не имеющую ничего общего, но весьма впечатляющих. Не выйдет! Держитесь за стулья.
Первый мастерпис – это скульптура-инсталляция, скульптура-комбинация. К сожалению, снять ее так, чтобы замысел авторский был виден и ясен во всей полноте, не получалось, так что придется картинку разъяснить. Фигура с обугленной головной частью переходит в большие белые крылья, частично натуральные - из перьев, из-под которых торчат мраморные ноги. Мы это для себя обозначили как «Падший ангел». То ли получил по голове от высшей силы, то ли просто входил в атмосферу со слишком большой скоростью, и головной обтекатель сгорел… И идея, и такая техника мне никогда не встречались и, надо признать, произвели сильное впечатление.
Вторая «скульптура» вызвала у жены тошноту, а у меня – изрядное удивление натурализмом свино-человеческого гибрида - хрюшкенщины - и супернатурализмом тетки, которая держит на коленях ее голову. Тетка, хотя в это трудно поверить по фотографии, тоже ненастоящая… Такое я тоже вижу впервые, не могу сказать, что понимаю авторский замысел и мне это нравится, но впечатление производит.
Интересно, как это интерпретировало молодое поколение – ребятишки, которых туда отвели на экскурсию?
Мы-то, люди взрослые, морально устойчивые, просто уползли обедать с бокалом вина, а вот как младые неокрепшие души отреагировали на всю эту религиозную пропаганду?
|