Сайт Юрия Борисовича Шмуклера
О себе Эмбриофизиология ЦСКА Из дальних странствий воротясь Семейные обстоятельства Бреды и анекдоты О времени Старый сайт
Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена

Это наши новые записки путешественников.

Впечатления от прежних путешествий можно найти здесь.

Блог

Facebook
Последствия золотой свадьбы

 

Вы будете смеяться, но, наконец, найдя время и место, мы в Амстердаме!

Ноги этой ситуации растут из уже далекого 2022 года, когда в Нетании 23 декабря в ресторане на берегу Средиземного моря собралась преизрядная компания на нашей с Таней золотой свадьбе. Среди прочего наша дочь презентовала нам сумму на целевые расходы – поездку в Амстердам и соседственные города и земли, которые ей очень понравились, а мы как раз в эти места ни разу не заглядывали, предпочитая по осени кататься в более теплые краешки Европы.

Потом война, неустанные Танькины стремления найти и купить квартиру, достижение в этом деле успеха, переезд, первые воздушные тревоги, адаптация на новом месте. А потом вдруг это все несколько отошло на задний план, оказалось, что оттягивать использование дочкиного подарка более не стоит, а тут еще захотелось повидать и саму дочку, и ее Пашу, и нашего Степу, с которым из-за войны не виделись полтора года, и по нынешним временам еще не известно, когда можно будет спокойно повидаться…

И Танька углубилась в свое любимое занятие – планирование поездки, экскурсий, логистики, заказы гостиниц, машины и прочего. И в разгар этого процесса, в довершение ко всем прелестям израильской жизни, прогремел амстердамский еврейский погром, якобы связанный с матчем Маккаби против Аякса, а на самом деле – приуроченный к нему совсем не болельщиками амстердамского клуба, основанного и спонсировавшегося амстердамскими евреями. Вот, значить, нашли мы, наконец, время и место погулять по Европе…

Хорошо, что все это случилось, когда Танька уже все проплатила (то есть, конечно, плохо, но хорошо), так что отступать уже было некуда. Правда, она заявила, что смотреть Амстердам она не пойдет – ей противно.

Итак, 13 ноября в полшестого утра за нами пришло такси и домчало до станции Кирьят-Моцкин израильской железной дороги, а через полтора часа мы выгрузились у аэропорта Бен-Гурион, по которому за пару дней до того впервые попала ракета Хезболлы. Нас напрягало то обстоятельство, что стык в Ларнаке с рейсом на Милан, откуда мы должны были проследовать в Амстердам, давал на перебежку с одного самолета на другой полтора часа, и любая серьезная задержка с вылетом из Тель-Авива могла загубить путешествие в самом зародыше.

Повезло! Стартовали вовремя и через час уже висели над водой, как будто собираемся в нее плюхнуться, но нет, в последнее мгновение под нами мелькнул урез воды, и мы приземлились в аэропорту Ларнаки. Получилось удачно: мы сидели на одном из передних мест, выбрались из самолета среди первых, добежали до паспортного контроля размахивая посадочными талонами на следующий рейс, были взяты за ручку, проведены в обход всех процедур, нам не глядя шлепнули штампы в паспорта, и мы рванули на контроль. Успеваем!

Ха! Весь этот бег с препятствиями был ни к чему, поскольку на табло аэропорта значилось: рейс на Милан задерживается на 50 минут, а это практически гарантирует, что на пересадку в Амстердам мы не успеваем никак. Мы сидели, как на иголках, вычисляя в уме вероятность все же успеть на амстердамский рейс, но результат все время получался отрицательный. В конце концов, самолет за нами прилетел, мы вколотились в салон и улетели. Уже в полете выяснилось, что мы не учитывали разницу во времени между аэропортами Ларнаки и Милана. Однако и с «премиальным» часом получалось, что нам надо развить вторую космическую, чтобы успеть… К счастью, самолет так и сделал – мы прилетели раньше расчетного времени.

Когда самолет плюхнулся на полосу аэродрома Мальпенза, мы уже во всеоружии вскочили и стали пробиваться к выходу. Опять нас направили в очередь на ускоренную процедуру паспортного контроля, но тут двое парней нас опередили и на захотели пропускать, потому что им, видите ли, тоже надо срочно, но тогда я подлез под заграждение, зазвал за собой Таньку, и мы сунули свои документы другому офицеру. Ворвавшись внутрь Мальпензы, мы сориентировались и рванули в направлении ворот на амстердамский рейс. Вот тут сказалось стремление пользоваться лоукостерами – я по прежним путешествиям смутно помнил, что наши ворота расположены в самой глухой и отдаленной заднице миланского аэропорта, а это – километр расстояния минимум. Время же тикало неумолимо, по подвижным дорожкам мы бежали, а на мне при этом было два рюкзака, килограммов по восемь каждый. Последние коридоры я промчался, громко дыша ртом, потому, что образовался большой кислородный долг, и молочную кислоту из меня можно было добывать, как из коровы. Когда я навалился грудью на финишную ленточку у закрывающихся ворот к самолету, я с минуту не мог ответить на вопрос стюардессы: - How are you, sir? - потому что восстанавливал дыхание…

Ничего, в самолете у меня было время и отдышаться, и достать из рюкзаков свитера и куртки, которые, как мы, вообще-то, думали, нам больше в жизни не понадобятся. А в неофициальной столице Королевства Нидерландов, когда мы прилетели, было уже темно и весьма прохладно, и все это снаряжение оказалось просто необходимым. Пришлось еще побегать перед аэропортом Схипхол в поисках нужного нам автобуса, а потом потопать вдоль канала к заказанной нами гостиничке, где нас ждали и приняли, как подобает… Вообще, несмотря на события после футбольного матча (или благодаря им), мы никакого неприятия или косого взгляда на наши израильские паспорта не заметили.

__

Аэропорт Схипхол                                Таня ищет в навигаторе автобус до гостиницы

Наутро мы сорвались обратно в Схипхол, куда нам должны были подать транспорт до офиса Green Motion, у которой Танька заказала рент-а-кар. Сэкономить она решила и от услуг приличных фирм, стойки которых располагались прямо при входе в зал аэропорта, отказалась. Попытки связаться с фирмой по телефону натолкнулись на механический голос телеробота, а потом поток непонятной речи на неизвестном языке. Полная беспомощность!

От отчаяния Танька пустилась на авантюру, которая у меня вызвала совершенную оторопь: она обратилась за помощью к сотруднице ДРУГОЙ компании рент-а-каров – AVIS. Ну, ваще, это же нарушение корпоративной этики, отвлечение работника от служебных обязанностей в пользу конкурирующей организации! Единственное оправдание – это то, что дама ничегошеньки в этот момент не делала за отсутствием собственных клиентов. А на Танькином примере я убедился, что красивая женщина способна вызвать симпатию не только у мужчин… Кстати, тут же на стойке обнаружилась и русскоговорящая девушка, которая к нам – всей душой… Она-таки дозвонилась до этой разгильдяйской Green Motion и рассказала нам, куда идти, где ДОЛЖЕН стоять минивэн фирмы. Кто был в Схипхоле, представляет, сколько надо пройти от Departure 1 до Departure 3, а там засунуться во все дыры в поисках нужной машины, которой нигде не было! Танька походу очаровала еще и русскоговорящего шофера одного из гостиничных шаттлов, который снова дозвонился до фирмы, и получил новые целеуказания. К сожалению, и в этот раз – впустую. Потом нам попался рабочий, который сказал, что знает по-русски, потому что учился в Москве, правда, и он отвел нас не туда… Мы кружили по аэропорту, и на третьем круге нам уже стали кивать сотрудники, работавшие на улице, шел третий час поисков, когда нас отловил аэропортовский стюард. Видно, мы ему глаза намозолили, он по-русски не говорил, да и по-английски – не очень, но дозвонившись опять до фирмы, взял нас за руку и отвел на стоянку автобусов, где и велел ждать красно-белого минивэна.

Наконец, что-то определилось в нашей судьбе! Но вот только никто на красно-белом минивэне к нам не ехал… Я, однако, углядел метрах в двухстах от того места, куда нас поставил стюард, машину похожей раскраски и двинул к ней, но был остановлен другим стюардом, который решил, что я нарушаю правила движения. Постояв рядом с Танькой еще минут пять и потихоньку приходя в отчаяние, я решил все же повторить попытку, но взял круто левее – в обход бдительного стража – и добрался-таки до красно-белой самобеглой коляски. Блин! Это оказалось то, что надо! Вперемешку с непроизносимым или произносимым про себя матом, я поинтересовался у водителя, что он тут, блин два раза, делает, когда ему было ясно сказано на фламандском языке, куда подъехать? На это работник руля и педали ответствовал, что ему туда нельзя – оштрафуют. Не очень точно помню, в каких именно выражениях, но я сумел побудить его проехать эти гребаные 200 метров на место ГДЕ ВСЕ РАВНО ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ ВСЕ, кому надо было высадить или подобрать пассажиров, и забрать Таньку с вещами. Слава богу, что этот водитель не был русскоговорящим, а то я не уверен, что он довез бы нас до цели.

Танька шипела, как раскаленный чайник, на который брызнули водой, а в фирме совершенно распоясалась и успела наговорить менеджеру неприятностей, но ее уровень английского не предусматривает знания тех выражений, которые наиболее соответствовали обстановке и нашему эмоциональному состоянию. Потом нас задобрили чашечками эспрессо, всучили на дорогу четыре пакета воды (кстати, очень пригодилась) и выдали ключ от Хёндэ с механикой.

За рулем такой машины мы оба не сидели уже лет пять – это Танечка опять решила сэкономить. Честно говоря, оказалось, что двигательные стереотипы, нарабатывавшиеся 30 лет, у меня успели, если не улетучиться, то основательно подзасохнуть, и, петляя по переулкам рядом с фирмой я раза три заглох, не вовремя выжимая сцепление. Однако ж, навык был восстановлен, и мы рванули прочь от проблемного Амстердама в сторону Антверпена. Потихоньку езда со скоростью 100 км/час успокоила наши нервы, нидерландскр-бельгийскую границу мы миновали нечувствительно, тем более, что надписи по бокам трассы и там, и там были на фламандском языке.

В знаменитый морской порт мы прибыли засветло и в нормальном настроении. Навигатор честно привел нас к огромной стоянке невдалеке от центра города, где мы оставили машину, правда, не очень поняв, как за это надо будет расплачиваться. Ладно, решили, что бороться с проблемами будем по мере их поступления. Время было ограничено, и мы поспешили к средоточию местных красот. Впечатлило, что стенка вдоль стоянки украшена бесконечно длинным лозунгом – что-то про мировую революцию – это ж сколько надо было времени и краски, чтобы все это намалевать!
Заборчик привел к расположенному там же на правом берегу Шельды Замку Стен – древнейшему каменному сооружению в Антверпене.

__

 

Слева - лозунг у парковки, справа - Замок Стен

Из справки по Антверпену, нарытой Таней в интернете.
Замок Стен (Het Steen) был возведен еще в 1200 году и стал первой крупномасштабной постройкой из камня, благодаря чему получил имя "Стен", ведь в переводе с фламандского это означает "камень". То здание, которое дошло до наших дней - всего лишь малая часть крепости.

Когда-то замок занимал очень большую площадь, на территории которой располагалась часовня святой Вальпургии, подсобные помещения и складские постройки, а также другие хозяйственные сооружения. По всему периметру крепостной комплекс окружали оборонительные стены.

Самой крупной частью крепости являются ворота, которые напоминают собой прежнее величие средневекового сооружения. Над воротами сохранился барельеф языческого бога плодородия и молодости Семини. Согласно древним легендам, племена, заселившие город, пошли именно от него. В конце 16 века барельеф был сильно поврежден одним из фанатиков ордена иезуитов.

Около замка стоит огромная странная статуя, привлекающая внимание. Это памятник великану Длинному Вапперу – известному персонажу местных легенд.

Оттуда мы прибавленным аллюром двинулись дальше к центру, о котором слышали много хорошего, ориентируясь на высоченный собор.

___

Слева - великан Ваппер, справа - видный издалека собор

(дальше – эмоции Тани)
…Красота неописуемая! При входе на Рыночную площадь дух захватывает ничуть не меньше, чем на площади св. Марка в Венеции! На площадь выходят дома гильдий и ратуша. XV-XVI вв., Ренессанс, но совершенно непохожий на итальянский. Не вдаваясь в анализ архитектурных особенностей, скажу лишь, что они говорят о жителях города. А выражают они богатство, уверенность в себе, гордость за свои успехи и, главное, чувство собственного достоинства. А также любовь к прекрасному и умение наслаждаться жизнью. Бюргеры-нувориши как правило лишены хорошего вкуса, здесь же он безусловно присутствует и свидетельствует о стабильности и давности приобретенной независимости.

___

Слева - здания гильдий, справа - ратуша

Архитектурная изюминка Антверпена, аналогично окнам Венеции, это - фронтоны. Все разные, с венчающими "говорящими" фигурами, изобретательно сооруженные и красивые до слез!

Совет: не следуйте нам, не осматривайте Антверпен на проезде без ночевки. Нужно хотя бы два полных дня, чтобы насладиться видом домов и посетить хотя бы самые интересные и змножества его музеев. И обязательно посетить Собор! Иначе остается чувство чего-то упущенного...

Да, красота, да времени мало, но, чтобы изумиться и поразиться – достаточно. Здания на Рыночной площади для меня – уникальны, наверное, считается, что в самом высоком из них шесть этажей (тоже весьма немало для того времени), но на самом деле, как минимум два из них высотой метров в 7 – 8, то есть реально это высота современного 10-этажного дома. А там наверху, где потолки, может, даже ниже обычных, какие-то комнаты, не исключено – для прислуги, и какими же надо было быть горными стрелками (козлами), чтобы каждый божий день карабкаться на такую высоту – поспать-поесть. Но, кто ж тогда думал о заботах малых сих…

Мы обогнули площадь два раза, обежали соседние улицы, в первой же сувенирной лавке я смог купить значок с гербом Антверпена – для меня это индикатор высокой культуры города, и, собственно, после этого можно было уезжать, тем более, что дело клонилось к вечеру, а приезжать в Гент в темноте и там, в незнакомом городе искать наощупь гостевой дом было неохота. Мы только забежали в забегаловку выпить кофе и немножко погреться.

__

Потом мы двинулись обратно к паркингу, а там пережили несколько (около двадцати) неприятных минут, потому что никак не могли расплатиться за стоянку, и только с какого-то энного раза разобрались, что кредитную карточку надо не вставлять в паркинг-контроль, а прикладывать к нему. Наконец, шлагбаум поднялся, мы вырвались со стоянки и отправились в Гент, где нас ждал первый ночлег в Королевстве Бельгия.

Совсем небольшое расстояние между Антверпеном и Гентом мы преодолели быстро и без проблем, и гостевой дом «Fred&Breakfast» нашли быстро. Наша комната располагалась на втором (по-русски) этаже, и туда пришлось карабкаться с рюкзаками по очень крутой лестнице, тут я про Антверпенские небоскребы и вспомнил…

Хозяин гостевого дома Фред объяснил, что стоять бесплатно машина может здесь не больше 15 минут, и выдал наводку на недорогой по местным меркам (всего за 8 евро в сутки) подземный паркинг неподалеку. Мы двинули туда, и я, следуя указаниям навигатора, очень быстро потерял ориентировку относительно пункта, из которого мы выехали. Как раз в парковку мы попали без проблем, разве что меня заинтриговала надпись рядом с въездом. Пардон за скабрезность, но переводу поддалось только winkel – магазин, а вот чего магазин – понять не удалось. Только домысливать…

 

Когда мы выбрались из парковки на поверхность, я легкомысленно представил Тане роль Сусанина, которую она стала исполнять самоуверенно до того момента, когда: а) я приметил у нее колебания на перекрестке – куда поворачивать, б) у меня внутри все воспротивилось ее решению идти налево, когда мне куда больше хотелось направо. После ожесточенной дискуссии под давлением моим и включенного по моему настоятельному требованию навигатора мы-таки пошли направо и относительно быстро добрались до цели. Это не помешало жене продолжать горячо доказывать, что, если бы мы пошли налево, то пришли бы туда же. С этим трудно и даже невозможно спорить, потому что Земля круглая, но из Москвы в Малаховку ближе через Люберцы, а не Владивосток… (ну это на машине при одностороннем движении можно только направо, а пешком вполне можно и по тому пути, по которому приехали сюда. Без навигатора это было бы надежней – Т.Б.).

В гостевом доме мы завершили дневные хлопоты за столом с чаем и какими-то закусками, а я – так и с бутылочкой сладкого пива. Правда, не запомнив указаний хозяина, денежку за пиво сунул не в заготовленный для этого резервуар, выглядящий как золотой батон, а в кружку для использованных чайных пакетиков…

To be continued

 

 

 

 

 

Из дальних странствий воротясь

Из дальних странствий воротясь