Сайт Юрия Борисовича Шмуклера
О себе Эмбриофизиология ЦСКА Из дальних странствий воротясь Семейные обстоятельства Бреды и анекдоты О времени Старый сайт
Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена

Множество небольших, забавных и поучительных случаев вспоминаются, порой ими хочется поделиться. Уже довольно большой корпус "Бредов и анекдотов", вспомнившихся до сих пор, можно найти здесь.

 

Блог

Facebook

 

27.11.2022 Бреды и анекдоты (195-я серия) Это - Израиль!

Мы с нашим российским опытом ужаснулись тому, что теперь здесь будет... ...нескончаемое правление властолюбцев и фанатиков. Однако, наши приятели, прожившие здесь 20 - 30 лет, дружно нас успокоили, что это - Израиль, все быстренько перегрызутся, начнется бардак, который здесь именуется балаганом, и еще до конца следующего года коалиция развалится.

05.01.2021 Бреды и анекдоты (194-я серия) Ошибочка вышла - 2

...купив книжку Радзинского...обнаружил там в сцене ареста героя перед войной, что ему бреет в тюрьме голову некто «в военной форме, но без погон» (!)… которые были введены в СССР в январе 1943 года.

02.01.2021 Бреды и анекдоты (193-я серия) Метафизический идеализм

...Постепенно с зауженными брюками власть как-то смирилась, и... ...оказалось, что именно узкие брюки и есть самые правильные, соответствующие «облико морале» советского человека. Дело было в том, что с битломанией в страну проникли штаны «стопа слона» - сильно расклешенные в голени...

01.01.2021 Бреды и анекдоты (192-я серия) Советские странности

Вскоре после войны в СССР вспыхнула кампания по «борьбе с низкопоклонством перед Западом»... ...В рамках этой кампании, как и подобает, было понаделано немало глупостей и гадостей. Одна из них упоминается в книге Юрия Германа: заодно с низкопоклонством искоренялись все иностранные слова, в частности, своего родного названия были лишены и эклеры, их велено было именовать «продолговатыми пирожными с заварным кремом»...

28.10.2020 Бреды и анекдоты (191-я серия) Пережиток прошлого

...в большом зале Главпочтамта, где велись торги, каждое утро появлялась старая дама... ...По утру, выждав пик спроса, дама толкала свой единственный ваучер, потом прогуливалась по залу, а к концу дня, когда спрос на ваучеры спадал, выкупала один обратно и уходила... ...фактически она жила на разницу между утренней и вечерней ценами...

25.10.2020 Бреды и анекдоты (190-я серия) Советские старости-5

...С распространением холодильников с внешней стороны большинства московских окон исчезли вывешенные там авоськи, в которых на морозе хранили продукты. Тогда же резко стал вымирать и соответствующий воровской промысел – срезание авосек...

08.10.2020 Бреды и анекдоты (189-я серия) Неназначенные встречи

...Изящная дама, совершеннейшая по виду француженка, оказалась родом откуда-то с «зеленой ветки» - то ли с Каширской, то ли с Красногвардейской. В Кане она уже давно, работает с туристами, знает все и  будто специально подсажена за соседний столик в кафе, чтобы нам все объяснить. Знай я что-то, хоть отдаленно напоминающее государственную тайну, я бы решил, что это – вербовочная ловушка...

04.10.2020 Бреды и анекдоты (188-я серия) Исчезнувшее

В 70-е гг. в Московском зоопарке площадка молодняка была похерена по идеологическим причинам (!) – де, это сталинские методы воспитания детей, отнятых у родителей…

15.05.2020 Бреды и анекдоты (187-я серия) Все биологи знакомы

...Танька возмутилась расправой с любимой учительницей, а стукачка из ее класса об этом мгновенно донесла по начальству. Директриса вызвала Таньку на ковер и задала классический вопрос российских алкоголиков: - Ты меня уважаешь? И получала краткий и четкий ответ: - Нет!

13.05.2020 Бреды и анекдоты (186-я серия) Генеральная линия

Инструктор Владимир Уланов уставился на список походников и сказал: - Что-то у Вас много таких специфических фамилий - Коган, Крайзман… (дальше было не лучше - даже Женя Шеин, потомок петровского генералиссимуса, в такой компании казался Шейном). Ребята сделали вид, что не понимают, о чем речь, де, все фамилии у нас разные и замечательные...

11.05.2020 Бреды и анекдоты (185-я серия) Решительный момент

...Однажды рано утром мама умывалась и вдруг услышала с улицы странные звуки. Она подбежала к окну и увидела проходящую там колонну пленных японцев, которых гнали на работу. В обтрепанной, но аккуратной форме (с окончания войны прошло уже четыре года) японцы топали и, как у нас положено в строю, пели...

03.11.2019 Бреды и анекдоты (184-я серия) Aliens

...в самом начале 70-х на Биофаке МГУ появился студент из Японии, вероятно, первый в истории факультета. Ужасной тощий и необыкновенно длинный для японца, он бросался в глаза еще и тем, что у него поверх всего на ширинке были нашиты четыре золотые пуговицы величиной с пятак...

28.07.2019 Бреды и анекдоты (183-я серия) Сложности коммуникации

Подруга-скрипачка рассказала: когда дирижер начинает чересчур выпендриваться перед оркестром, музыканты ему говорят: - Вы поспокойней, а то мы сыграем, как вы дирижируете!

Бреды и анекдоты (45-я серия)

Гордиев авиаузел

Гордиев авиаузел

В августе 74-го я впервые оказался в аэропорту Хабаровска, в котором за следующие 17 лет мне предстояло провести много суток тоскливого ожидания. Владивостокские рейсы, хотя дальности Ил-62 от Москвы хватало, садились в Хабаровске после того, как в Озерных Ключах[1] самолет, в котором летели мои приятели Юра и Надя, вылетел за полосу и скапотировал. Только чудом он не перевернулся через нос, и упал обратно на шасси… После этого рейсы стали в Хабаровске разделять на «А» и «Б» и отправлять во Владик двумя самолетами Ту-104 или Ил-18 с меньшим, чем у 62-го пробегом при посадке.

Авиастолица Дальнего Востока связывала все направления – Советская Гавань, Чокурдах, Сахалин, Петропавловск, Владивосток, Запад – и при этом отличалась вечно паскудной погодой, из-за которой чуть-то закрывалась то на несколько часов, то на несколько суток. Особенно страдали совгаванские, у которых дома погода была еще менее устойчива, а аэродром еще хуже оборудован в навигационном отношении, у них засидки в Хабаровске частенько затягивались на неделю. Никаких гостиниц  для застрявших, конечно, не было, и люди либо вставали биваком на площади перед зданием аэропорта, либо притуливались прямо в нем. Как апофеоз всеобщей измотанности запомнились двое – здоровенный мужик, спящий, свернувшись в узел, на полу тесной кабинки междугородного телефона, и другой, спавший прямо на лестнице, ведущей на второй этаж. Голова его лежала на одной ступеньке, в плечи упирался угол второй, а в поясницу – третьей… Мужик спал совершенно бесчувственно, по лицу ползали мухи, но у него даже рефлекторно не дергались мышцы лица.

После многократных страданий в хабаровском аэропорту я как-то решился и однажды купил билет на Ил-18, который летел из Владивостока не через Хабаровск, а через Красноярск. Действительно, вылетели во время и все время шли по расписанию, но… Восемь часов полета в тесной консервной банке, которых 62-му почти хватает, чтобы долететь до Москвы, и ты – в центре Сибири… Часовая дозаправка – и еще 6 часов полета. Когда в Домодедово сошел по трапу, понял, что совершенно одурел и оглох. Больше я на такие эксперименты не пускался…

Условности так сильны

Я возвращался из долгой экспедиции после тяжелого тайфуна, конец работы был сорван напрочь, всю последнюю неделю дуло и лило, весь Дальний Восток был накрыт атмосферным катаклизмом. По тайфунной погоде я и был экипирован – свитер, штормовка и болотные сапоги. В маленький просвет в погоде наш самолет вырвался из Владивостока и плюхнулся в Хабаровске, где мы и застряли на следующую пару суток.

Бесцельное мотание по хабаровскому аэропорту вывело меня на площадь, где в сквере располагался сортир бункерного типа – в самом здании таких действующих заведений на моей памяти не было никогда. Удивило, что из обоих входов тянулись длинные хвосты – обычно очередь бывает только в женский, даже на футболе, где женщин на два порядка меньше, чем мужчин. Ситуация заинтересовала меня с двух точек зрения: во-первых, удивительным фактом очереди в мужской сортир, а, во-вторых, по сути дела – за двое суток начинает хотеться не только пить, есть и спать…

Очередь была какая-то странная – она почти не двигалась. Мужик из очереди, окинув меня взглядом, почему-то сказал: - Ты иди, мужик, тебе можно… Я, очень удивленный напутствием, двинулся вдоль очереди вниз, и никто не возражал и не орал, что я лезу без очереди. В самом низу все стало ясно: после тайфуна бункер оказался залит водой по самую последнюю ступеньку лестницы. С нее-то и могли справлять нужду максимум двое, построенные в шеренгу, ясно, что даже при мужском проворстве в этом деле пропускная способность заведения резко упала.

Ну, мне-то в моем облачении все было нипочем – подтянув ботфорты, я, как пароход, двинул к писсуарам, поднимая спутную волну. Было очень принципиально все сделать цивилизованно, да и что ж людям-то мешать… Из-за спины я услышал завистливое: - Мужик! Одолжи сапоги!

До сих пор не понимаю, как женщины-то выкручивались при таких обстоятельствах…

Самозащита без оружия

Вылезши из сортира бункерного типа (см. выше), я продолжил бессмысленное движение по площади хабаровского аэропорта и вдруг попал в поле зрения цыганки, которая попробовала на меня спикировать со своим обычным «дарагой, все судьбу тебе скажу» и «позолоти ручку»… Не выношу я этих приставаний, а про цыганок знаю, что обычные методы отшива на них не действуют. Эта уже стала цапать за рукав, и тут я ей, скроив максимально высокомерную морду, почему-то по-польски, сказал, что nie rozumiem mowie rossyjskej[2]. Сказал и тут же с ужасом подумал – какого черта по-польски, я же на этом языке могу три фразы сказать, и все они здесь совершенно некстати! Надо же было по-чешски или сербски!

Слава богу, мое арапство сработало, и цыганка на момент остолбенела, а я сразу нырнул в толпу. Вообще, мое поведение адекватным не назовешь – похож я был в тот момент на иностранца, как гвоздь на панихиду – в прожженной штормовке, сапогах, грязный и небритый…

Интересно, что мысль заговорить с цыганкой по-английски в аэропорту Хабаровска, видимо, в подсознательном опасении неконтролируемых последствий, меня не посетила.

Запретный город

Полеты, посадки, засидки и взлеты в Хабаровске были моим многолетним кошмаром. Кроме прочего, длительность пребывания в этом аэропорту всегда была непредсказуема – могли выпихнуть по расписанию, а могли продержать несколько суток, но всякий раз рейс задерживали на два часа, потом еще на два…

За несколько лет проведя в Хабаровске в общей сложности с неделю, я так города и не видел. Однажды, нас довольно быстро загрузили в самолет, летящий в Москву, а потом мы часа полтора сидели в нем закупоренными – оказалось, что на посадку не явилось два человека, весь багаж выгрузили на летное поле, чтобы найти чемоданы отсутствующих – иначе нельзя было вылетать. Как раз, когда процесс был завершен, возникли эти двое – оказывается, они прикинули, сколько времени займет поиск их барахла и что они успеют обернуться, а сами рванули в город, которого тоже никогда не видели. Народ в самолете был готов их разорвать, и если бы мы не стартовали почти сразу же – разорвал бы. Я тоже был в бешенстве, а потом позавидовал, хотя они, конечно, были жлобы.

А буквально на следующий год нам вдруг честно сказали, что вылет на Москву будет через четыре часа. Наконец-то, я смог прыгнуть в троллейбус, уходящий от аэровокзала в город, и через минут двадцать уже оказался в центре столицы Приамурья. С воздуха Амур всегда производил на меня колоссальное впечатление, да и город выглядел большим. А с поверхности земли Хабаровск показался мне такой Рязанью-на-Амуре, только без кремля. Типичный русский город с регулярной планировкой и домами, которых полно в центре Твери, той же Рязани и Ярославля, только река побольше. Я часок побегал по осеннему городу, еще успел выпить чашечку кофе с нежнейшим пирожным-безе, а в газетном киоске купить значок почему-то с гербом Бельц, что в Молдавии, и уже пора было возвращаться к самолету…

Все ж таки я его повидал, этот заколдованный Хабаровск!

Высокая технология общественного порядка

79-й год, август, рейс на Владивосток откладывают и откладывают, хотя небо над Хабаровском голубое, как никогда – якобы не принимает Владивосток. Народ потихоньку начал звереть, а потом и крыть девиц на регистрации матом и хватать проходящее начальство за грудки. И вот, о чудо, нам командуют – на посадку. А дальше начинаются странности – запустили двигатели, а потом выключили, и мы остались в безжизненных раскаленных невентилируемых салонах. Через полчаса народ стал самочинно курочить запасы стюардесс и раздавать бутылки с лимонадом и минералкой. Когда аэрофлотовские поняли, что скоро начнут разбирать на части самолет, всех выгнали и велели идти снова в аэровокзал, де у пилотов закончилось полетное время. Распространился слух, что дело в том, что экипаж – хабаровский, и ему неохота было лететь во Владик с перспективой застрять там на 12 часов (на срок обязательного межполетного отдыха), вот они и тянули время. Озверевшая и перегретая в самолете публика стала рядом с самолетами митинговать, а потом самые боевые женщины повели нас на рулежную дорожку.

Поначалу мы даже добились успеха – перед нами затормозил сначала один идущий на взлет самолет, потом другой, третий… Черт подери, хабаровская башня среагировала очень борзо – еще один Ту-134 вырулил с параллельной рулежки, повернул к взлетной полосе, остановился метрах в 100 от нас и включил двигатели на форсаж. Долго под реактивной струей не простоишь...

Мы проторчали в Хабаровске еще несколько часов, пока нас не рассовали по самолетам с владивостокскими экипажами.

Спальный самолет

Мы, как обычно, возвращались из экспедиции. Как выяснилось, то, что в тот раз мы попали в рейс «А», было великой удачей. Мы приземлились в Хабаровске, и меня охватило сильно выраженное чувство безнадеги – ровно половину неба занимала сине-черная непроглядная, стоящая стеной до земли туча… Однако же, мы только вышли с летного поля на площадь аэровокзала, как динамики заорали, чтобы пассажиры нашего рейса немедленно прошли на посадку на московский рейс. Мы припустили, не понимая в чем дело – ведь рейс «Б» еще не приземлился!

Нас бегом прогнали через регистрацию и контроль, и вбили в самолет. Как только все расселись по креслам, врубились двигатели, мы покатили по рулежке и стартовали, когда на дальнем краю летного поля уже лило.

Понятно, что в самолете оказалась ровно половина положенных пассажиров, мы посидели в креслах, пока шел взлет, а потом я пошел в хвост, улегся поперек трех сидений и заснул. Проснулся от удара шасси о полосу домодедовского аэродрома…

Рейс «Б» прилетел через сутки…

Березовым соком, березовым соком

В экспедицию 82-го года мы летели с надеждой – во-первых, у нас была новая концепция, с помощью которой мы собирались перевернуть мировую науку, а, во-вторых, наконец-то, был назначен прямой рейс на Владивосток – после долгих мучений там забетонировали еще сотню метров полосы, и посадку 62-х разрешили.

Мы уже прикидывали, во сколько успеем добраться до города, как по внутренней трансляции передали: - По метеоусловиям Владивостока наш самолет совершит посадку в городе Хабаровск. Не ушел бабуся…

Над Дальним Востоком – циклон, а над всем Хабаровском – безоблачное небо! Не принимают ни Камчатка, ни Сахалин, ни Приморье, а здесь – августовская жара, и дышать в здании аэропорта можно только углекислым газом, разбавленным сероводородом и аммиаком. Народ выполз в сквер на площади перед аэропортом, жег там костры, укладывал на чемоданы и рюкзаки детей, укрывался газетками и куртками – огромный цыганский табор или лагерь беженцев… Мы еще, в духе того времени, пошутили, что за снимок площади перед хабаровским аэропортом какая-нибудь «Дэйли телеграф» озолотила бы фотографа…

Мы тоже пристроились под каким-то кустом на сумке-холодильнике с препаратами для работы и выкрашенном по-армейски в защитный цвет ящике из-под осветителя с волоконным световодом, куда была понапихана всякая нежная оптика и детали для электрофизиологической установки, которые мы не решились сдавать в багаж. Ящик всегда привлекал внимание при контроле на входе в самолет, но мы ж не виноваты, что все приличное оборудование тогда делали на военных заводах и паковали в стандартную тару. Кстати, очень прочный и надежный ящик был…

В компании Геннадия Алексеевича Бузникова, нашего завлаба, когда он был в хорошем настроении, а перед экспедицией он всегда был в хорошем, скучно не бывало, но где-то часа через четыре сидения захотелось жрать и пить. Потащились со своими бебехами в аэропорт, но ресторан и всякие закусочные были уже закрыты. В единственном торгующем ларьке мы купили единственную жидкость, потенциально способную утолить жажду – трехлитровую банку с березовым соком. Воспетый в песнях национальный напиток оказался проторновато-сладкой водичкой, а, главное, после того, как банку открыли, с ней было ужасно неудобно бегать по ложным вызовам на посадку, а то, что в хабаровском аэропорту могут с этим делом обмануть, мы как люди опытные не сомневались.

Во Владивосток улетели через сутки, прихватив на всякий случай остатки березового сока, а вдруг бы в самолете попить не дали?!



[1] Озерные Ключи – аэропорт, расположенный недалеко от Артема, километрах в 50 от Владивостока.

[2] Не понимаю по-русски (польск.)

 

Группа физиологов животных на пути на беломорскую практику. Лето 1970