М, которая не Ж
Станция «Мозг армии»
Во времена моего детства и юности станции Кировская и Дзержинская на бывшей Кировско-Фрунзенской (ныне – Сокольнической) линии не имели центральных залов. Какие-то там были проблемы с грунтами, и пространство между тоннелями просто забетонировали, оставив перед экскалаторами пятачки в 40 -50 квадратных метров. При этом на Кировской в войну размещался Генштаб – перроны и зальчик были отгорожены щитами, и там, естественно, не останавливались поезда.
Никак не могу взять в толк, как там вся военная мысль СССР помещалась.
Странный избыток
Метро в Москве не хватало всегда. Быстрое и относительно дешевое строительство открытым способом, которое прменили на второй очереди – ответвлении от Площади Революции до Киевской, было признано непригодным, поскольку резко снижало ценность метро как бомбоубежища, и к нему вернулись не скоро. Копали глубоко, дорого и медленно. А между тем на карте московского метро был и есть по сию пору участок, где поезда идут практически параллельно по одним и тем же местам – это центральные участки синей и голубенькой линий.
Я застал время, когда центральная часть голубенькой линии не работала – поезда ходили только по синей ветке. Говорят, до смерти «вождя» это была его личное метро на кунцевскую дачу, которое передали народу в порядке борьбы с культом личности. А в помещении старой «голубенькой» «Арбатской» рельсы застелили деревянными щитами и устроили на станции выставку цветов. Потом к голубенькой линии приделали открытый кусок филевского направления и центральный участок реанимировали.
Следы вождя
А вот другие следы Вождя из метро изымались весьма неукоснительно и откровенно. Понятное дело, в Московском метрополитене имени Кагановича было полным полно портретов, мозаик и статуй Сталина. В 55-м, а подавно в 56-м после ХХ съезда КП, так сказать СС, прошла операция по очистке местности. Где-то, как на Павелецкой, Бауманской и Таганской, просто вырубали медальоны с профилем - там хорошо видны пустые куски мрамора или закрашенные Лениным, а на Комсомольской-кольцовой – аж заставили академика Корина полностью переделать два мозаичных панно в потолке. Кто видел – понимает масштаб…
Двойной контроль
Воспоминание совсем из маленького детства – контролеры в метро. Перед входом на экскалатор стояли в ряд контролеры, которые опускали билетики в длинные трубообразные чуть конические мусоросборники. А еще до того билетики не отбирали, а только надрывали, потому что по вагонам ходили контролеры. Эти бесстрашные люди на ходу поезда переходили из вагона в вагон, отперев дверь своим универсальным железнодорожным ключом. Их появление в вагоне обнаруживалось по врывающемуся с ними грохоту поезда и вою воздушного вихря. Все это делалось на ходу, наверное, чтобы "зайцы" не могли от контролеров убежать. Контролеры пробивали билетики у пассажиров ручным компостером, а нарушителей уводили – куда, я за малостью возраста не знал, но, подозреваю, могли и в милицейскую дежурку.
Потом все-таки решили, что контроля на входе достаточно, и в метро иначе проникнуть невозможно, а если кто и проник, то ему положено, и у него билетик требовать, тем более неправильно.
Своя колея
Выбраться с Хорошевки в университет по утру, как я уже писал, было делом непростым, тем более, что 155-й автобус до Филевского парка ходил очень редко, и, когда опаздывал, я садился либо в 35-й троллейбус до Краснопресненской, либо в 21-й - до Сокола. И вот как-то раз, воспользовавшись этим последним вариантом, я прикатил на Ленинградку, а там… Никогда раньше такого не видел: перед входом в метро топталась огромная «борода», смещаясь то вправо, то влево и по капельке продавливаясь через две единственные открытые створки входа. Деваться было некуда, и я встроился в толпу, а там оказалось, что управлять собственным движением совершенно невозможно. В какой-то момент я увидел, что меня несет прямо на стойку дверей, ощутил бессилие и неспособность что-то сделать. Потом вдруг турбулентный поток в толпе отвел меня в сторону и выбросил по ту сторону двери на свободное пространство.
Примерно год спустя, когда мы уже переселились на Кировскую, как-то оказался в похожей ситуации, но на выходе со станции – огромная толпа продавливалась в единственную дверь… Сам не знаю, что меня толкнуло, но я двинул в соседнюю дверь, и она оказалась открытой. С тех пор проверяю, закрыты ли двери, в которые никто не идет…
Под защитой высокого напряжения (рассказал Жек)
Про метро ходит масса легенд, в частности про «метровых крыс» - во-первых, потому что, якобы, здоровенные, во-вторых, потому что метрополитеновские. Я таких не видал, а вот на Щелковской встретил "метровую мышь". Зверь, правда самого заурядного размера, под защитой находящегося под высоким напряжением третьего рельса был совершенно безразличен к публике на платформе, разгуливал по путям, как будто знал, что никто ему тут не страшен.
***