Пока в Москве была жара – надо было работать, а когда вырвались на недельку под Вышний Волочок – пошли дожди. Оставалась надежда на осенний вояж, хотя я до последней минуты в это не верил – столько всяких мелких непрерывных дел и забот, что возможность оторваться от них с каждой минутой казалось все менее и менее вероятной… И все-таки мы поехали на Кипр…
Полет шел нормально, нас покормили, но было чуток душновато, несмотря на все боинговские прибамбасы. В конце концов, намылился я в сортир после сока и кофе – заведение против обыкновения располагалось посреди салона, и у него выстроилась основательная очередь. И вот, когда уже должен был наступить мой черед, девушка у соседней кабины вдруг как-то странно изогнулась, заскребла ногтями по двери и съехала по ней на пол… Вот же черт! То ли мне такой фарт устойчивый, то ли я такие события вокруг себя сам навожу…
Поскольку оно упало прямо мне на ноги, нравственный вопрос: впутываться ли в это дело - не стоял, тем более что девицу с выраженными признаками нервной анорексии или основательной алиментарной дистрофии донести до кресла труда не составило. Это был первый случай в моей практике, когда основательное, скажем так, похлопывание по щекам дало результат – как-то девица задвигалась, хотя взгляд оставался безумным, но это быстро исправили стюардессы нашатырем – картинка совершенно для студентов – после глубокого вдоха взгляд сначала фокусируется, а потом вылезает из глазниц. Возможно – от удивления, какая же это мерзкая вонь. Девице дали подышать кислородом из баллона, я смерил ей давление – 110/60, убедился, что пульс хорошего наполнения, велел дать ей сладкого сока и с довольно спокойной совестью удалился на свое место – от волнения как-то забыл, куда я шел. Девица через некоторое время ушла на свое место, и больше источником беспокойств не служила. Наверное, простой обморок из-за духоты и на почве общей недокормленности.
Только прилетели – сразу сели. Номерок в гостинице – с видом на море, правда, все это эфемерно, поскольку наутро нам отправляться в Египет, и номер надо будет сдавать. Кормежка показалась победнее, чем в Каталонии, что и подтвердилось в дальнейшем, но по-первости – сошло. Автобус к кораблю прибыл с восточной пунктуальностью, т.е. с 15-ти минутным опозданием, как и русскоязычная гидесса, впрочем. У нее мы назаказывали экскурсий, с объемом которых впоследствии оказались просто не в состоянии справиться. Выстояв изрядную очередь на погранконтроль (тут с этим серьезно), мы, наконец, оказались на причале рядом с пароходом, на котором было написано – «Серенада».
Кораблик оказался вполне комфортабельным, только Танька при заказе поскряжничала на 20 евро, поэтому в каюте не было иллюминатора. Впрочем, нам это нисколько не помешало, а в чем-то даже помогло…
Кстати, когда первые радости морского путешествия утихли, оказалось, что на верхних палубах ощутимо валяет с борта на борт, а у нас «в низах» более или менее спокойно. Я, правда, со своей любовью к вестибулярным приключениям, был несколько на взводе. Тем не менее, проглотил ужин, Танька меня заботливо укрыла, и я вырубился до самого Порт-Саида. Проснулись, и, когда стали подниматься в ресторан, увидели, как матросы вываживают трап на причал.
При выходе с парохода всем на грудь налепляли этикетки с названием парохода, чтоб не потерялись, отчего наш десант приобрел какой-то детсадовский вид. Толпа довольно быстро продавилась через дырочки паспортного контроля и расфасовалась по автобусам. Русскоязычная публика собралась в двух последних. Вся наша компания была густо окружена полицейскими, пограничниками и черт еще знает кем, но все – с оружием. До сих пор не пойму – помогало это моему психологическому комфорту или, наоборот, нарушало его. Скорее, генетическая память от дедушки-сидельца вызывает напряжение от передвижения под конвоем.
Сам Порт-Саид как раз произвел впечатление вполне благополучного города, хотя гид-египтянин не преминул упомянуть о войнах, которые на этом месте разворачивались, начиная с 56-го года. В городе после войны 73-го года действовало что-то вроде оффшорной зоны и для населения имелись значительные льготы, так что восстановить в нем хозяйственную деятельность, видимо, удалось. И немудрено – здесь начинается Суэцкий канал, приносящий чуть ли не основную часть доходов Египта. Престранное и презабавное ощущение, когда видишь плывущий по пустыне океанский лайнер – так выглядит со стороны движение кораблей по каналу.
За Порт-Саидом начинается пустыня, о которой лучше товарища Ухудшанского не скажешь – она существует, и с этим приходится считаться… Каменистая земля, какая-то чахлая растительность, и ощущение, что человек в этом месте жить не может. Тем не менее, из окна автобуса тут и там были видны следы человеческой деятельности, в том числе странные конические строения, про которые гид сказал, что это – голубятни. Птичек выращивают в промышленных масштабах.
До Каира пылили часа два и выскочили на местную МКАД. Зрелище окраин произвело впечатление, близкое к панораме Сталинграда вскоре после окончания боев. Основных причин тому две: во-первых, в многих домах окна не застеклены, и человеку с нашим менталитетом тут же приходит в голову, что они выбиты… Во-вторых, в силу особенностей местного законодательства налог на недостроенное жилье существенно ниже, чем на готовое, а потому у массы частных домиков, и так не очень презентабельного вида, из крыш вторых этажей торчат опоры и какая-то опалубка, символизирующие всемерное развитие и устремленность данного строения в будущее, что картину артиллерийского разгрома города усугубляет.
Дальше – больше. После пересечения двух рукавов Нила, каждый примерно с Москву-реку, мы оказались в Гизе, где произрастают пирамиды, а там чуть ли не через дом – площадка забитая битым кирпичом, обломками опор, производящими впечатление, что дом обрушили только что. Насколько я знаю, в Гизе и Каире, в отличие от Порт-Саида, в последние полвека никаких боевых действий не велось. Картинка дополняется тем, что между домами на выбитой до камня земле не растет ни травинки.
Наша колонна автобусов благополучно дотащилась до цели, и там, помимо нашей штатной охраны мы оказались в окружении новых полицейских с трогательными нашивками «Antique and Touristic Police» - то ли полиция по охране антики от туристов, то ли наоборот. Публика чрезвычайно живописная с учетом того, что сидит на верблюдах. Все-таки, верблюд – не конь, на нем так браво не усидишь, вместо седла – площадочка, на которой местные менты, добродушно улыбаясь и с удовольствием позируя, скорее возлежат, а не восседают. Основная их ценность в том, что они не досаждают и не представляют опасности, тогда как остальные присутствующие – и то, и другое.
Вокруг пресловутого чуда света клубится невероятная толпа таких же, как мы сами, приехавших поглазеть обормотов, плотная туча пыли и невероятных размеров стая местных шакалов, впаривающих тебе всякие дурацкие товары, предлагающих сфотографировать тебя с твоего же аппарата (нас еще на пароходе предупредили – это самый простой способ от аппарата избавиться навсегда), не отстающие, когда говоришь им, что в них не нуждаешься, и никуда не уходящие, когда посылаешь их по всем осям. При этом очевидно, что адрес им вполне понятен. Я с таким наглым и невероятно прилипчивым прессингом столкнулся в первый раз в жизни, и он оставил по себе мерзейшее ощущение.
Сами по себе пирамиды при ближайшем рассмотрении оказались именно такими, как их рисуют в учебниках. В этом оказался разительный контраст с впечатлением от барселонской Sagrada Familia – так оказалась куда интереснее, чем на любой картинке. Да, изрядных размеров строения из песчаника, который каким-то чудом не выветрился за отчетный период, составляющий, насколько я помню, тысяч шесть лет.
Сфинкс, конечно, велик и ужасен, и куда более изощрен, чем эта гора камня у него за хвостом, но сама затея, ради которой все это воздвигнуто, вызывает у меня резкое отторжение и неприятное ощущение, что человек – это возомнившая о себе обезьяна с ущербной психикой. Философия «жить, чтобы умереть» у меня в организме никакого позитивного отклика не находит, и я расстался с этим мегаломанским памятником человеческой глупости и суеверию с облегчением. Вероятно, пирамиды по этому поводу тоже не огорчились.
Обед на плывущем по Нилу кораблике был неплох, сопровождался фольклорными песнями и плясками, которые реализовывались без дам, поскольку месяц рамадан был в разгаре, а в этот период подобные вольности не допускаются.
Кстати, о дамах. Несмотря на неоднократные заклинания гида о светском характере государства Египет – все дамы в платках большего или меньшего размера, и лишь пару раз через стекло машины удавалось разглядеть, что женщины за рулем – простоволосы. Видимо, эмансипация допустима только с такого уровня благосостояния. Хотя в Каире 13 миллионов, машин существенно меньше, чем в Москве, и вида они весьма потрепанного. Что там было бы, если бы страна была не такой бедной, страшно даже представить – улицы сильно уже наших, а манера вождения – пугающе похожая…
Дальше мы оказались в Каирском музее, и это – самое приятное воспоминание, ибо музей обладает достойнейшей коллекцией с огромным количеством прекрасных экспонатов. Несмотря на обычную туристскую гонку удалось присмотреться к древнеегипетской росписи, которая оказалась гораздо более разнообразной, тонкой и интересной, чем я привык думать. Ну, и «фаюмские портреты» - восхитили, поразительное мастерство, живость и современность.
Обратный путь пролегал через северо-восточную часть Каира, которая, уже к удивлению, произвела самое благоприятное впечатление – сады, парки, весьма изрядные дома, современные дорожные развязки в три-четыре этажа, а потом – снова вылетели в пустыню, и уже затемно притащились в Порт-Саид. Наутро, когда лоцманский катер с кипрским флажком стал заводить нас в гавань Лимасола, я с удовольствием констатировал, что это не очень-то нужное мне приключение окончилось.