Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
О себе |
...дома не готического, а романского стиля: грубая кладка, толстенные стены и маленькие окошки, разбросанные по фасаду без всякой системы, полуциркульные арки порталов… И все - подлинное! И не перестраивалось с тех пор – зачем, если они не разрушаются? За модой тут никто не гнался, да и вряд ли о ней знал… Только окна у части домов все же растесаны...
...Вода была столь же чиста и кристальна, как и в Пальма-Нове, но дно здесь было «живое»: наблюдать за рыбками, морскими звездами и прочей живностью можно часами. Подступающие сосны давали густую тень, так что никакие зонтики были не нужны...
...Покои – условно сказано: королевская семья, ежегодно проводящая месяц на Майорке, живет в замке неподалеку от Пальмы. В этот период здесь проводится Королевская регата, в которой она активно участвует. Сюда, во дворец, король и королева приезжают на работу. Нам показали приемные, рабочие кабинеты короля и королевы, парадные залы и тронный зал...
...И в этом, я считаю, главная заслуга Гауди, который «восстановил замурованные готические окна и витражи с целью улучшения освещения». В итоге Собор получился САМЫМ светлым готическим собором. Несмотря на узкие окна, его просто заливает море света – и в этом его абсолютная уникальность!..
...И море свободного времени, ограниченного только часами обеда и ужина. Которое надо было как-то потратить. В решении этой проблемы я усмотрела некоторый минус выбранного места, впрочем, незаметный моим спутникам. А какие, ваще, проблемы? Я сюда за этим и ехал – впитывать солнце, которого мне так не хватает в нашей далекой северной стране, погружаться в море, разгружая таким образом свой остеохондрозный позвоночник, и, наслаждаясь перечисленным выше, выкинуть из головы то, что за год проделало в ней дыру...
...Мы пошли искать дворец графини де Лебриха – «шедевр испано-мавританского искусства XVI – XVII вв. Полы – древнеримская мозаика»... ...Дворец находится в конце Калье Куна, недалеко от относительно широкой цепочки улиц, ограничивающей старинную часть Севильи с севера. По дороге ничего особенно не запомнилось, а как вышли на эту самую цепочку (на участке Калле Лорана), на другой стороне увидели… Впрочем, у меня нет слов, чтобы это описать. Исполинские грибы? В общем, нечто гигантское, совершенно неожиданное и ни с чем не сообразное!..
...церковь очень древняя, гораздо старше более изящных севильско-барочных церквей. Скорее всего, она возведена сразу после реконкисты, т.е. одновременно с Собором и церковью Сан-Эстебан, т.е. в XIII – XIV вв. А между тем я не нашла о ней НИКАКИХ упоминаний даже на тех сайтах от путешественников-любителей, которые перечисляют, казалось бы, все церкви Севильи...
...Площадь перед музеем имела совсем иной вид. От вчерашней тишины и скуки ничего не осталось: здесь шумел художественный рынок – вроде нашего Измайловского или Арбата. Мы обошли его уже после музея и купили Машке очередные сережки, сделанные по оригинальной технологии...
...Здесь есть небольшая домовая капелла - помещение с таким же арабским декором, как и другие, но… с нервюрными готическими сводами. При виде такого сочетания наша собственная крыша (или свод?) улетает со свистом…
...Те люди, которые толпятся в церкви Сан-Сальвадор, - не туристы. Это – гости. Потому что там происходит свадьба. Но нас никто не остановил – мы прошли и свободно гуляли между гостями, рассматривая не столько искусство, сколько наряды невесты и гостей. А они были… ну ОЧЕНЬ нарядные – эти настоящие вечерние туалеты ну ОЧЕНЬ ярких севильских цветов. На мой вкус…
...на этот раз у архитектора хватило такта не слишком испортить древнюю постройку, сохранившую поэтому мавританские черты. В результате Хиральда не только «составляет теперь главную достопримечательность Севильи» (заметьте – не Собор!), а является ее символом, эмблемой, севильской Эйфелевой башней...
...ЛЕЗТЬ не пришлось: лестницы не было, а был довольно пологий подъем, который дал себя знать где-то на середине пути: хитрые арабы устроили так, чтобы подниматься на минарет на осликах. Подъем заканчивался под самыми колоколами...
...Снова мы погружаемся в Еврейский квартал Санта-Крус, не торопясь рассматривая и смакуя все детали, промелькнувшие перед нами утром. Вообще-то "еврейский квартал Санта-Крус", сиречь Святого Креста – это оксюморон!..
...Эта церковь вполне потянула бы на полноценный собор даже такого шикарного города, как Севилья, если бы его еще в Севилье не было. Она построена в конце XVII в. и демонстрирует «все лучшее, что дало миру севильское барокко». И я с этим абсолютно согласна. На этот раз барокко не показалось мне ни пошлым, ни вычурным, а таким, каким было задумано – торжественным, светлым, нарядным...
...Мы очутились в самом центре города – на Триумфальной площади между Собором и Алькасаром. Подробный осмотр перенесли назавтра, т.к. из-за путевых задержек боялись не успеть попасть до закрытия в Алькасар, достоинства которого путеводитель расписывает с восторгом, но – глаза ведь не закроешь – беглый взгляд показал: это вам не Кордова и не Гранада и даже не Толедо. Это – столица!..
...мы приближаемся к кульминации красоты – Девичьему дворику, аналогу дворика Львов в Альгамбре. Он уже попадал в перспективе в поле нашего зрения (например, в Зале послов), но мы обходили его стороной, оставляя не закуску.
Вообще здесь, как и положено в арабском дворце, много двориков с бассейнами или фонтанами...
...почему-то роль Педро Жестокого в развитии мавританской архитектуры нигде не получила должной оценки… Все-таки очень странный это был король. Нетипичный. Делал все, что считал справедливым. Был жесток с врагами, добр и верен с друзьями, среди которых числил мусульман и иудеев, и нежен с любимой женщиной. За что получил сразу два прозвища – и преждевременную смерть...
...целый день нас обволакивал старинный, очень цельный и своеобразный город, один только вид которого доставил мне огромное удовольствие. И хотя мы увидели далеко не все, что описано в путеводителях, могу с уверенностью сказать: Кордова прекрасна!...
...выбираем самую прямую дорогу – улицу Сан-Фернандо (на которой находится наш гараж). Она начинается от перекрестка, на котором мы видим… римский храм! Ну, не сам храм, а только его колонны, но – римские, I в. н.э. Мальчики сделали стойку – у них, подкрепленных соком, открылось второе дыхание...
...Колокольня принадлежит церкви святого Николая в Городе (1236 г.), которая относится к числу... ...первых христианских храмов города......в последующие века она неоднократно достраивалась и перестраивалась, из-за чего носит отпечаток различных стилей», включая барокко, появившееся в результате перестройки в XVII – XVIII вв. Даже порталы все разные – готический, ренессансный и главный – ренессансно-маньеристсткий...
Пуэрта дель Пуэнте, т.е. Ворота, поскольку она была входом в древнюю крепостную стену. Но т.к. стена не сохранилась, ворота осиротели и стали называться так, как выглядят – символической триумфальной аркой. И это тем более оправданно, что построены они как раз на месте римской триумфальной арки, служившей въездом в город.
И вот мы у реки. До сих пор я намеренно избегала ее называть, чтобы не замусолить это музыкальное имя – Гвадалквивир!
...Украшенные богатейшей мозаикой и росписями Стены михраба, его купол в форме восьмиконечной звезды – высочайшие достижения исламской цивилизации». Хотя «мозаичные панно из голубого и розового мрамора были подарены императором Константином VII халифам Кордовы»...
...Да, «Результат получился противоречивый — роскошный собор странно выглядит на фоне утонченной восточной постройки». И это еще мягко сказано. Я бы сказала – нелепо. Как все-таки мудр был Карл V, он же Карлос I! Только запоздал он со своей мудростью…
...Алькасар гораздо меньше гранадской Алькасабы и полностью соответствует нашим представлениям о средневековой крепости: мощные стены с зубцами, башни, на которые можно залезть, что мы сразу же и сделали...
Почему, спрашивается, в городе, отвоеванном христианами, сохранилась мечеть? В Толедо, Гранаде и Севилье все главные мечети были разрушены, чтобы построить на их месте соборы, а прочие – тоже заменены либо перепрофилированы.
Не волнуйтесь, Собор тут тоже построили. Как и положено, на месте мечети. Но и последнюю сохранили, потому, вероятно, что просто технически не могли снести. И она перекрывает Собор по всем статьям – как физически, так и в переносном смысле.
...главный фасад, выходящий на площадь, но не помещающийся на ней, как слон в посудной лавке, выполнен в 1667 г. по проекту Алонсо Кано из Гранады (1601 – 1667), живописцем, скульптором и зодчим, бывшим также и каноником Собора. Это была самая яркая и разносторонне одаренная личность Гранады, недаром площадь перед Собором носит его имя...
...Рядом с монастырем, через улицу Гран-Капитан – госпиталь, основанный в 1504 г., как уже говорилось, тоже по приказу Католической четы. Самое поразительное, что в этом качестве он работает до сих пор. Сейчас он принадлежит городскому университету и носит имя Хуана-де-Дьос, который здесь служил...
...кривые узкие улочки, примитивная (снаружи) архитектура, но – центр наук, искусств и ремесел. Все содержание – внутри, не напоказ, только для посвященных. Наверно, это соответствует исламскому менталитету...
...Дворцы очень женственны. Женственны изгибы их изящных арок, а все элементы декора вызывают ассоциации с предметами, доставляющими удовольствие женщинам – коврами, скатертью, бахромой, кружевом… Поэтому и восхищаются ею преимущественно женщины. Но строились-то они для мужчин! По заказу и в соответствии со вкусами султанов, а не султанш, мнение которых вряд ли имело решающее значение. А если мужчины-правители обладали женским вкусом, то, вероятно, что-то мужское в их характере было утрачено...
...встречались гостиницы в явно музейных домах, и церковь, которая, как и все последующие, строившиеся и перестраивавшиеся в течение многих веков, обнаруживает смешение самых разнородных элементов: портал в стиле итальянского барокко, внутри – беленые простые стены и великолепный деревянный арабский потолок. А портал напротив, словно для контраста, демонстрирует национальный барочный стиль – платереско...
...коврово-узорчатое покрытие стен, которые, подобно огню или струящейся воде, хочется рассматривать бесконечно, не случайно является основной стилевой чертой арабско-мавританской архитектуры, а произошло от особенностей исламского менталитета, в древности особенно ценившего тишину, негу и сосредоточенную созерцательность.
...факт дружбы христианского короля с эмиром показался мне необычным. Хотя и закономерным, если уж он дружил с иудейской общиной… Я поинтересовалась в Википедии, за что же он получил такое страшное прозвище [Педро Жестокий]? Оказалось, - ничего особенного, ну казнил любовницу покойного отца...
Эпоха Насридов - «самый блестящий период арабской Гранады». А вот у нас «эпоха насридов» продолжается до сих пор, и никакого блеска в этом нет…
...главную ценность представляет собой как раз обычная жилая застройка, необыкновенно полно сохранившаяся с мавританских времен. Напомню, что Гранада – последний оплот мавританского владычества в Испании – пала в ходе Реконкисты последней, и было это в 1492 г. Но и после этого арабы продолжали жить здесь до их окончательного изгнания в конце следующего, XVI в...
...Хозяин, поселив нас, ушел – он жил в доме на соседней территории, но показал кнопку, которой можно вызвать его в случае нужды. И мы остались одни. В большом просторном доме (позже, на следующий день, приехали еще какие-то «гости», но мы их почти не видели). И смогли почувствовать, как здесь жили в старину, потому что дому было…более 400 лет!
...Церковь принадлежит монастырю, но работает как музей – за вход надо заплатить. Никаких туристских толп здесь не было, вообще НИКОГО, кроме нас и пожилой монахини, которая берет деньги и следит за порядком. И это несмотря на то, что здесь висят целых три подлинных произведений мастера...
...Целью нашего сегодняшнего путешествия был Ла Худерия - старый еврейский квартал, куда ведет улица Калье де ла Сьюдад. Где-то в ее начале, «в двух шагах» от нашей гостиницы, находится церковь Санто-Томе, содержащая одну из главных картин Эль-Греко. Туда-то мы и направились, озираясь по сторонам в поисках места, где можно поесть, т.к. гостиничный завтрак решили проигнорировать. Однако с этим нам долго не везло, потому что все кафе были еще закрыты или только поднимали ставни. Да, Толедо – это не рабочие Мадрид, Париж или Милан, где завтракают с 7 утра. Здесь, видимо, встают поздно, так что до 9 – 10 все закрыто…
...В 1180 г. мавританское население Толедо, называвшееся мудехарами, построило мечеть (обратите внимание, город уже около ста лет был христианским!). С тех пор здание не перестраивалось (только восстанавливалось после пожара в 1250 г.), так что мы видим именно то, что было – устройство мечети, пример арабского стиля династии Альмохадов, имеющий, подобно церкви Кристо де ла Луз, мало общего с христианской базиликой. Впоследствии здание было выкуплено еврейской общиной (еврейская община в Толедо была одной из самых богатых и многочисленных) и (без перестроек!) превращено в главную синагогу города ...
...хоть мы не питаем никакого уважения к Католической чете, должны признать, что возведенная в ее честь церковь – удивительно, на редкость прекрасна. Даже обилие скульптуры и резной декор, натуралистически изображающий листья аканта, не вызывают чувства перегруженности, как это бывает с барочным искусством...
...именно здесь разыгрывались события из легенды о последнем готском короле, доне Родриго: когда он подглядел за Флориндой во время купания и насильно овладел ею, отец девушки в отместку за это призвал мавров к вторжению в земли вестготов». Вот, оказывается, в чем причина судьбоносного вторжения!
...Собор огромен. Он один занимает целый квартал. Если перед западным фасадом имеется небольшая площадь, которую мы рассмотрели еще вчера, то боковые и алтарная стороны затиснуты в толщу улиц, и рассмотреть их почти не удается. А в V – VI вв. здесь стояла небольшая вестготская церковь, из которой мавры сделали мечеть...
...в Капелле Святого Хуана, находится Сокровищница, содержащая, помимо много чего ценного, «великолепную дароносицу в форме пирамиды - Ковчег, шедевр Энрике де Арфе, созданный в XVI веке», (1524 г.), высотой почти 3 метра...
...в оружейной лавочке купили перочинный нож из толедской стали в подарок сыну и сережки для дочери. В качестве побочного промысла толедские оружейники издавна стали чеканить серебряные ювелирные украшения, похожие на нашу «северную чернь»; до сих пор в большинстве лавок можно увидеть у окна мастера, выстукивающего замысловатый растительный орнамент на заготовках, которые потом превращаются в серьги, кольца и кулоны, разложенные на витрине...
...поистине памятник двух культур, прекрасно сочетающихся друг с другом. Эта мысль постоянно нас посещала: если церковь легко, практически не меняя, можно превратить в мечеть (примеры чему мы видели, кроме Испании, в Фамагусте на Кипре, где главной мечетью является неизмененный готический собор) и обратно, а также – в синагогу и обратно...
...Пришли домой и пошли ужинать… на крышу! В этом и состоял секрет отеля: из гостиной верхнего этажа, куда путь лежал в обход по галерее парадного внутреннего дворика, маленькая винтовая чугунная лесенка вела на крышу, а там, как я выяснила, сбегав на разведку еще днем, - удобные столы и кресла... ...Отсюда открывается восхитительный вид на Собор, Алькасар и красно-черепичные крыши домов...
...достоинство гостиницы (из-за которого, собственно, она была выбрана) состояло в том, что она располагалась ровно посредине между королевским дворцом и музеем Прадо, в двух шагах от главных старинных площадей, так что крутить головами и щелкать фотоаппаратом мы начали почти сразу по выходе из кафе...
...фанатизм Филиппа наиболее наглядно проявился при строительстве Эскориала. «Когда его солдаты разбили при Сен-Кантене французскую армию, они невзначай разрушили монастырь св. Лаврентия... ...Во искупление вины дворец должен был олицетворять орудие смерти. Массивное четырехугольное здание должно было изображать перевернутую решетку, четыре угловые башни – ножки, выступающий вперед Дворец инфантов – ручку». Надо же, какой козел принципиальный! Я и не знал…
19.12.2013 Побег от стужи. Мадрид (часть 5)
...в центре всего – разумеется, собственная испанская живопись, расцветшая при Филиппе IV, который был, пожалуй, наиболее профессиональным собирателем, и прежде всего – Веласкес. В итоге Прадо, не претендуя на всеобъемлющей охват искусства всех времен и народов, позволяет оценить самые сливки европейской живописи и скульптуры...
30.11.2013 Побег от стужи. Мадрид (часть 4)
...Изабелла II – полная противоположность своей тезке, Изабелле I Католичке: «открытая, общительная, с большим чувством юмора. Ее очень любили мадридцы. Однако, несмотря на доброту и милосердие, она не обладала ни политическим умом, ни волей и вплоть до своего низвержения оставалась игрушкой в руках честолюбцев, оспаривавших друг у друга ее милости. К тому же она проявила склонность к интригам, коварству и была очень неразборчива в любовных связях». А чего можно было ожидать от молодой жизнерадостной женщины, если муж, навязанный ей из политических соображений, - импотент?..
24.11.2013 Побег от стужи. Мадрид (часть 3)
...произошло страшное расслоение общества: те, кому перепадало от золотого потока, тратили средства на строительство дворцов и приобретение предметов роскоши, а производители – нищали. В итоге толпы идальго, не задействованные в военных действиях, слонялись по стране и грабили и без того нищие деревни, так что в некоторых из них жители организовали охрану, не позволявшую идальго а них останавливаться...
24.11.2013 Побег от стужи. Мадрид (часть 2)
...каждый уважающий себя испанский город считает своим долгом иметь площадь, подобную Пласа Майор, - квадратную в плане, окруженную сплошным каре домов, с аркадой по всему периметру и с таким же названием. Например, в Кордове мы видели почти такую же, только… чуть погрязней… и с не такими нарядными домами…
|
|
|