Когда-то у нас в лаборатории лежал номер белградской «Политики» с картой автодорог Европы, на которой черными кружочками была обозначена аварийность на дорогах. Размер кружочка соответствовал уровню аварийности. На месте Черногории на карте была большая черная клякса…
Не то, чтобы это пугало – я уже успел прокатиться по местным дорогам, но сам их характер несколько напрягал – больно круты и эти «Черные Горы», и извилист серпантин, на них намотанный. А Танька уже настойчиво требовала немедленно брать рент-а-кар, потому что Стари Град Котора мы уже пробегали до дыр, а ее тянуло к новым знаниям и приключениям. Сопоставив финансовые и технологические возможности, мы порешили, что в Будву и Дубровник можно прокатиться и на рейсовых автобусах, в горный монастырь Острог надо искать экскурсионный, а вот в Цетинье и по побережью можно прокатиться самим, и все это уложить в два дня.
Наши планы совершенно неожиданно оказались под угрозой, когда в агентстве рент-а-каров нам вдруг заявили, что машин нет и не предвидится. На наш робкий вопрос – нет ли машин у кого поблизости, хозяин заведения, самоуверенно улыбаясь, заявил, что раз нет у него, значит – нет ни у кого!
Не знаю, какие цели он преследовал, но нашей настойчивости явно недооценил. И решение-то нашлось самое примитивное и до такой степени лежащее на поверхности, что мы даже сначала не хотели им воспользоваться – прямо при входе в Стари Град объявление зазывало в турагентство, дающее и машины в аренду. Там мы в два счета оформили «Судзуки», которая обошлась в 55 евро в сутки. И за такие деньги оказалось, что экологически-офигевшие японцы еще и не установили в машине ни пепельницы, ни прикуривателя, и, чтобы подымить, несмотря на жару, приходилось открывать окна при работающем кондиционере…
Наутро мы уселись в этот аппарат, набравшись за завтраком храбрости для подвига... Ну, я немножко сгущаю краски : имея возможность понаблюдать за местным дорожным движением, я уже успел понять, что, по крайней мере, привычного московского хамства на дорогах можно не опасаться. В ужасно узких улочках Котора и Доброты, где двум машинам разъехаться или проблематично или невозможно, затруднения возникают постоянно, но в подавляющем большинстве случаев разрешаются по-деловому и доброжелательно – тот, кому это проще, сдает назад до ближайшего расширения и пропускает встречных. Иногда сдавать приходилось по нескольку десятков метров, но все как-то обходится без матюгов и склок.
Первый день нашего автопутешествия по Черногории был посвящен посещению старой столицы страны – Цетинье. Рано поутру через Врмацкий тоннель выскочили на дорогу, идущую от Тивата, местами разгоняясь до рекордных для этих мест 100, продрались через Будву и стали карабкаться в гору – на дорогу, ведущую к Цетинье и Подгорице. Хитроумная Танька, которая обычно дерется за возможность посидеть за рулем до последнего, в этот раз проявила поразительную сообразительность и сказала, что лавры Шумахера ее не влекут – лучше она будет по дороге по сторонам смотреть… Истинная правда – по сторонам смотреть на дороге к Цетинье есть на что – тут и горы, и обрывы, и разбросанные там и сям церкви и крепости, а дорога так хитро намотана на горы и так изобилует разворотами на 360 градусов, что пялиться на достопримечательности, сидя за рулем, просто вредно для здоровья. Правда, за рулем дух захватывает не так, как на пассажирском месте – может быть, потому что все-таки подальше от края…
Ехать-то до Цетинье недалеко – всего километров 35, но надо учитывать, что на такой дорожке сильно не разгонишься… Вообще, со скоростью больше 80 тут раскатывать практически негде – дороги мало того, что завиты в спираль, они еще и практически все однополосные. Надо отдать должное местным водилам – они почти не бибикают в спину, если притормозишь, единственный, кто проявил на все дороги такое нетерпение, что пошел в обгон, был с сербскими номерами. Надо сказать, что этот маневр никакого выигрыша ему не принес – мы въехали в Цетинье в пяти метрах от него…
Цетинье оказался совсем небольшим и малорослым, что ему сильно идет, и ничто не нарушает пейзажа неуместными вертикалями, за исключением окружающих город гор. Припарковавшись (бесплатно) на въезде в город, мы пешком минут за пять дотопали до средоточия местных достопримечательностей – дворца цара Николы Првог Петровича, музеев, соборов, храмов и монастыря.
Дворец невелик, как и само черногорское государство, но в полной сохранности, как и огромное количество подлинных предметов быта царской семьи – мундиры, платья, оружие, огромный семейный обеденный стол, уставленный фамильной посудой – огромный, поскольку цар с царицей были безумно плодовиты. Никола звался тестем всей Европы, потому что из его 12 детей девять были девочками, и некоторых довольно удачно пристроили – например, за итальянского короля и русских великих князей. Кстати, черногорки, о которых граф Витте в мемуарах отзывается предельно недоброжелательно, оказались чуть ли не единственными из царской семьи, кого большевики пощадили и выпустили на родину. Семейная фотография Петровичей украшает один из залов на первом этаже, где собраны царские регалии, а второй этаж – личные покои, сохраненные в аутентичном виде, какими они были, когда все семейство жило под этой крышей. Между прочим, во дворце множество подарков русских царей, начиная с Александра II, и они на почетном месте. Вообще, исторические и культурные связи Черногории с Россией здесь не забывают, но…
Даже поверхностное наблюдение за потоком информации по местному телевидению показывает, что черногорский истеблишмент принял однозначно европейскую ориентацию, включая сюда и вступление в Евросоюз и НАТО. Могучая черногорская армия уже сейчас принимает участие в акциях Североатлантического Договора… На этом фоне традиционные культурные связи с Россией явно отступают на второй план перед экономически существенными взаимодействиями с Европой. А нашим в этом плане предложить нечего, а там, где у нас в Черногории возникают экономические интересы, мы действуем с присущей нашим бизнесу и бюрократии грацией. Приобретшие главный промышленный гигант Черногории – рудник бокситов – российские владельцы начали свою хозяйственную деятельность с того, что захапали, якобы на покрытие убытков и модернизацию, профсоюзный фонд в 2 с половиной миллиона евро, предназначенный для строительства жилья. Ну, тут они не на тех напали, Черногория – не Россия, здесь традиции профсоюзного и, вообще, рабочего движения во времена титовской Югославии сложились настолько прочные, что нашим хамством их не прошибешь. Мгновенно начались забастовки и демонстрации, в дело впутали правительство и парламент, в котором оппозиция на нашу нисколько не похожа и говорит вслух все, что считает нужным. В результате, своевольничать нашим не дают, а психологическое отношение к россиянам как к хамам и угнетателям окрепло. Окрепло оно потому, что легло на старые дрожжи от поведения многочисленных россиян, которые понаехали в Черногорию и понастроили там «русских поселков» со всеми вытекающими из-под этого последствиями… В то же время русские сейчас – едва ли не главная масса туристов и отдыхающих в Боке Которской и уступают разве что сербам. А судьба страны, славившейся раньше мореходами, капитаны которой учили и русских флотоводцев, нынче то, что здесь называют «угостительским» бизнесом, сиречь гостинично-туристическим, и готовят теперь здесь не штурманов и марсовых, а официантов, поваров и горничных…
Вернемся в Цетинье. Там все неподалеку – и развалины старой церкви, и монастырь, где нас первым делом спросили о стране происхождения и вероисповедании, и музей «Бильярд» и площадь, на которой фольклорного вида старик ковал чего-то железного на сувениры. Обежав все эти аттракционы, мы выпили кофе, и двинули к последней точке, которая стояла в плане со знаком вопроса – на гору Ловчен к могиле Негоша. Но это нам оказалось не по зубам – серпантин, ведущий туда от Цетинье, оказался крутоват, а выскакивающие навстречу машины утомили так быстро, что, забравшись на высоту в пару сотен метров, мы натешились подвигами и с основательно загаженной площадки просто обозрели лежащую у наших ног горную долину и двинули домой. Город оставил очень приятное впечатление, тем более что был совершенно непохож на уже виденные нами Котор и Будву.
Обратная дорога, как водится, показалась намного короче, чем «туда», но на въезде в Котор со стороны Врмацкого тоннеля мы вдруг уперлись в глухую пробку: скорость движения вдоль стен Старого Города сильно напоминает московскую, потому что здесь эта дорога – единственная… Пробку, правда, в отличие от московских, активно разруливал местный постовой.
К слову, забавно - в Черногории безумно популярны снимки наших гаишников в куртках с надписью ДПС на спине, поскольку эта аббревиатура полностью совпадает с названием правящей партии (Демократска Партија Социјалиста Црне Горе, прямого потомка Союза коммунистов Черногории). На эту тему тут, конечно, расцвел фольклор, по большей части – нецензурный. Правда, местные традиции в отношении словоупотребления куда мягче наших, и услышать с телеэкрана, что какой-то политик «заjебао» своих избирателей – в порядке вещей. В порту мы проехали под нависающим над набережной носом очередного круизного лайнера – еще одна специфическая особенность дорожного движения в Которе…
В общем, по сравнению с временами моей первой поездки в эти края ситуация на дорогах здесь сильно улучшилась, и при наличии некоторого запаса доброжелательности за руль можно садиться спокойно.
|