Кони с КПД паровоза
Это совсем не к тому, что у нас с Локомотивом одинаковая эффективность… Совсем наоборот. Просто набегать за 90 минут футбольного матча на пару полуопасных моментов – это и есть те самые 4%, которые выжимали из себя эти пращуры самодвижущегося транспорта.
Как раз Паровозы, в смысле – хозяева черкизовской арены, нас и свой прообраз несколько превзошли, хотя осмысленность их действий понятно объясняет то место, которое они нынче занимают в российском футболе. Но тогда – как же так? Буквально несколько дней назад команда ЦСКА довольно браво сражалась в Лиге Чемпионов с вполне европейского класса командой, и среди болельщиков, и не только, бытовало мнение, что недотерпели чуть-чуть, а то бы и победные лавры к супу завоевали.
Что же случилось? Да ничего особенного – хорошо мотивированная грядущим еврогонораром и самой значимостью матча, после не слишком обременительной победы над Уфой, команда вышла на Монако в полной психологической и физической готовности, каковые и израсходовала в сражении. Все. Вот у этих 11 с половиной ребят ресурсов на что-то большее, чем бесцветное и лишенное мысли и эмоций перекатывание мяча и забросы за среднюю линию не нашлось. Можно сколько угодно говорить об опыте подготовки в режиме два матча в неделю, но не стоит при этом забывать, что те, у кого есть этот опыт, не равны сами себе, и с каждым годом становятся все старше, и восстанавливаются все медленнее. Мотивированность на матч - это здорово, но без запаса сил она стоит немногого.
Неудовлетворительное физическое состояние немедленно сказывается на качестве работы с мячом, которое у нас и так не блестящее. Если в начале обоих таймов еще проходили какие-то попытки конструктивных действий, то потом, за редчайшим исключением, все владение мячом у армейцев сводилось к паре судорожных тычков вперед-поперек, на чем атакующая активность и исчерпывалась. Первый удар в створ ворот Локо состоялся на 29-й минуте первого тайма, а второго пришлось ждать целый тайм. Просто убийственное впечатление производили наши игроки, которые, получив мяч, сплошь и рядом после геройского подката или отбора, прицеливались и при трех своих в радиусе пяти метров находили пасом единственного чужого. В это плане матч с Локо кошмарно напоминал второй тайм против Монако…
Из тех, кто теоретически мог и должен был попытаться наладить атаку, Тошич и Миланов трепыхались дольше других, но не смогли достичь ничего серьезного, а Саша Головин, который порадовал в игре против Монако, на этот раз был скучен и для чужих ворот совершенно безопасен. У него зависимость качества игры от физического и эмоционального состояния выражена в наибольшей степени, что естественно для такого молодого человека. Снова, уже в который раз подтвердилось, что мы играем фактически без нападающих, а Ласина Траоре на это звание претендовать ни в коей мере не может, вследствие малоподвижности, вопиющей нетехничности и просто бестолковости. Поневоле вспомнишь добрым словом не только Мусу и Думбию, но и Оланаре, который тоже два месяца притирался к нашей игре, но, черт возьми, притерся же!
Когда-то уже давно, когда мы еще не привыкли к аскетическому стилю существования клуба, и думали, что прекращение потока дарований в команду - временное явление, я писал, что ограниченность кадра не только сужает творческие возможности коллектива, но и попросту ведет у переутомлению, повышенному травматизму, возвращению в строй недолеченными и, в конечном счете, снова к травматизму, но уже более тяжелому. Конечно, есть и игроки с повышенной склонностью к повреждениям, но и обладающие недурным запасом здоровья молодые ребята с какого-то момента перегружаются, и тогда любое неловкое движение, особенно в холодное время года, чревато серьезными травмами. Натхо никогда не производил впечатления болезненного хлюпика и мимозы – вполне крепенький мужичок, а уносили его так, что у меня возникло очень нехорошее предчувствие по поводу его перспектив и наших проблем с комплектованием состава на дерби.
Однако, даже и те, кто ушел с поля на своих ногах не выглядели бодрыми спортсменами. И если бы ребята просто не могли развить свою максимальную скорость – это бы еще нечего. Хуже то, что то ли не могли, то ли уже и не хотели ничего изобрести, как-то выпрыгнуть из скучной рутины. Команда вышла на поле без ясного понимания того, как она собирается добиваться победы.
Если уж сравнительно молодая средняя линия выглядела против Локомотива заторможенной и раскоординированной, то отягощенная годами обороны в какой-то момент стала допускать провалы, и катастрофа разразилась не при первой же возможности только вследствие разгильдяйства паровозной атаки. А вот когда на поле после перерыва появился свежий Майкон, он в дриблинге от центра поля убежал от всей защиты – минимум от троих наших беков и, обманув Акинфеева, уложил мяч в сетку… У меня язык не поворачивается ругать людей, всех покрытых лаврами от прежних супов, но и ждать от них улучшения скоростных качеств мне кажется уже поздно.
Более огорчительно даже не само поражение, а именно серость и слабосилие игры. Наш состав на глазах истощается, теряет силы и кадры, и никакой ясной перспективы переломить ситуацию не видно. И при этом я просто не понимаю слов Слуцкого, который на вопрос об отсутствии второй и третьей замен, ответил, что кроме Страндберга у него резервов усиления атаки не было. Но, во-первых, зачем заявлять Карлоса, если до такой степени в него не веришь, что не решаешься использовать даже в последней крайности? И как это – нет других резервов, если рядом со шведом на скамейке – Федя Чалов, который, позволено будет мне такое вольнодумство, выглядел бы нынче не хуже Траоре, хотя бы потому, что хуже некуда. Зачем тогда и он в заявке на матч – только для того, чтобы было основание приподнять ему зарплату? Может быть, это и важная вещь для стимулирования Фединого прогресса, но все же это лицемерие кажется сильно неуместным в нынешних обстоятельствах. Думать надо о восстановлении сил и интереса к игре, и чтобы не весь пар уходил в гудок.
Насколько вдохновляющими выглядят дела в нашей молодежной команде (см. Счастье тренера Гришина и Великая Армейская надежда), настолько очевидный спад и исчерпание ресурсов демонстрирует основа, и, к сожалению, дело выглядит так, что график роста мастерства молодых чуть-чуть запаздывает за спадом у старших и не успевает его перекрыть... Но все же, видя проблему, лучше идти ей навстречу с открытыми глазами - тогда, может быть, удастся углядеть выход из положения, а не ждать, скукожившись от страха, неизбежного и ужасного конца. А при КПД паровоза иного быть не может.
***