Сайт Юрия Борисовича Шмуклера
О себе Эмбриофизиология ЦСКА Из дальних странствий воротясь Семейные обстоятельства Бреды и анекдоты О времени Старый сайт
Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Здесь истории, слишком подробные и важные для меня, чтобы попасть в формат "Бредов и анекдотов", и это истории не столько обо мне, сколько о времени, которое я застал, точнее о времнах, довольно разных. Прежние истории об этом можно найти здесь.

Блог

Facebook
Прежний сайт Прежний сайт

Религия. Два Шмуклера - два взгляда

 

07.01.2025 Русские чайники в Израиле - 38 (уже и не чайники). Коль хайом (Весь день)

17.08.2024 Русские чайники в Израиле - 35. Поздний обед или кое-что о пунктуальности

13.08.2024 Философский самолет

10.08.2024 Русские чайники в Израиле - 34. Ждите ответа, ждите ответа, ждите ответа…

26.07.2024 Русские чайники в Израиле - 33. Страшная ночь, или Некуда бежать

19.06. 2024 Дважды ж...довская морда

18.06.2024 Сумрак

07.06.2024 Другой голос (концерт Эммы Шапплин)

03.06.2024 Музыкант Юра

27.03.2024 Дудки, похороны, танцы

24.03.2024 Черепаха под мимозным деревом

16.03.2024 Встреча с родными

13.03.2024 Ворота в музыку №4

26.02.2024 Больше ирисов!

26.02.2024 Старики на уборке клементин

08.02.2024 Мастер и лже-Маргарита

21.01.2024 Фламинго и музыка

18.01.2024 Русские чайники в Израиле - 32. Мы посадили деревья в Израиле

15.01.2024 Русские чайники в Израиле - 31. Это - Израиль!

26.11.2023 Русские чайники в Израиле – 30. Выход из цугцванга

17.10.2023 Русские чайники в Израиле – 29. Все слова, слова, слова…

15.10.2023 Изнутри

13.10.2023 Интернационал отморозков

02.10.2023 Русские чайники в Израиле - 28. Арки и яблоки

14.09.2023 Ну, был денек!

.09.2023 Вскипевшие русские чайники на морозе

31.08.2023 Вскипевшие русские чайники

14.06.2023 Пролетая над гнездом себя

20.05.2023 Последняя из младших лейтенанток

05.05.23 Русские чайники в Израиле - 27. Мааленькая победка над собой

21.04.2023 Русские чайники в Израиле - 26. Странный день

11.04.2023 Русский чайник в Израиле - 25. На юг за двумя удовольствиями

20.03.2023 Русский чайник в Израиле - 24. Часть 2. Красный каньон

17.03.2023 Русские чайники в Израиле - 24. Рывок на юг

06.03.2023 Русские чайники в Израиле - 23. Крепость Нимрод

04.03.2023 Русские чайники в Израиле - 22. Капернаум и окрестности

11.02.2023 "Хер" - как много в этом звуке!

01.02.2023 Русский чайник в Израиле - 21. Армянский Иерусалим

27.01.2023 Русский чайник в Израиле – 20. Балаган

20.01.2023 Русский чайник в Израиле - 19. Святая святых

07.01.2023 Русский чайник в Израиле - 18. Масада

14.12.2022 Русский чайник в Израиле - 17. ПЦ в квадрате или Поджечь дом, чтобы зажарить яичницу

15.11.2022 Русские чайники в Израиле - 16. Все тот же сон?!

04.11.2022 Русские чайники в Израиле - 15. Из огня да в полымя

25.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 4. Цфат, Цфат, Цфат

24.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 3. Высоко над Иорданом

22.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 2. Вертикальное удовольствие

17.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Вот Суккот!

03.10.2022 Русские чайники в Израиле - 13. Страна трех морей

02.10.2022 Склока или привычка?

30.09.2022 Русские чайники в Израиле - 12. Нечаянная радость

30.09.2022 Русские чайники в Израиле – 11. Эскулапы и Песталоцци

30.09.2022 Вердикт маршала Шапошникова

28.09.2022 Зачистка разума

08.09.2022 Когда воротимся в Россию...

25.08.2022 Русский чайник в Израиле - 10. Новости укоренения и осознания

18.08.2022 Русский чайник в Израиле - 6. Шабес-кот

Русский чайник в Израиле - 7. Попугай, говорящий "Хэллоу!"

Русский чайник в Израиле - 8. "За" нельзя "против"

Русский чайник в Израиле - 9. Едрена...

22.07.2022 Русский чайник в Израиле – 5. Другие

20.07.2022 Русские чайники в Израиле – 4. Любопытство не ко времени

17.07.2022 Русские чайники в Нетании – 3. Дежа вю

11.07.2022 Вообще-то завтра, но можно и сейчас…

03.07.2022 Фейки или Заведомо ложное все

29.06.2022 Русские чайники в Израиле. Продолжение

18.06.2022 Анестезия

14.06.2022 Мы победили!

11.06.2022 Мангусты и доллар под фонарем

08.06.2022 Дырочка в ватной стене

06.06.2022 Таня. Мы в Израиле

05.06.2022 Израиль для чайников. Круг первый

02.06.2022 Израиль - страна контрастов

11.04.2022 Сухой остаток

26.02.2022 Спираль развития

24.07.2020 Рокоссовский без цензуры. Дополнение

21.07.2020 Рокоссовский без цензуры

16.07.2020 Баррикадный

 

Жек в последнее время немалое внимание уделяет вопросам генезиса культуры, науки и религии, и один из последних его текстов привлек мое внимание, настолько, что мне захотелось ответить не "на бегу", поскольку возникли на этот счет соображения, кажущиеся мне концептуальными и принципиальными.

Сначала текст Жени:

Религия как инстинкт

Религии, в том или ином виде, начиная с их предшественника — набора "примитивных" верований, присущи всем известным человеческим обществам. Эта универсальность религии доказывает её биологическую, генетическую обусловленность, иначе, будь это культурной конструкцией, религии бы встречались в некоторых культурах, во многих бы не встречались, и гораздо больше отличались бы между собой, тогда как в действительности все известные религии, включая такие, которые, как кажется, возникли совершенно независимо друг от друга, изолированно, обнаруживают многочисленные структурные и даже обрядовые сходства (хотя бы пирамиды).

Очень похоже на то, что религия представляет собой синергию нескольких древних инстинктов, присущих ещё предкам современных людей. Во-первых это исследовательский инстинкт, в сочетании с с противоположной ему и балансирующей его неофобией, — боязнью нового. Во-вторых, это сложный комплекс инстинктов, которые совместно можно назвать "нравственным инстинктом", существование которого у всех социальных млекопитающих сейчас можно считать доказанным. К этому можно добавить частично инстинктивную, частично культурную склонность объяснять наблюдаемые явления, вербализовать интуитивное понимание, а ещё — парейдолию, то есть способность угадывать и домысливать очертания воображаемых объектов в случайных переплетениях линий и пятен. Именно парейдолия ответственна за то, что глядя на очертания какой-нибудь горы, люди видят в ней фигуру зверя, или глядя на пятна северного сияния или облако — человеческое лицо — конечно же бога.

Таким образом, прото-религия, ещё самая инстинктивная, естественная, возникает прежде всей остальной культуры, прежде образования сложного, дифференцированного и расслоенного на сословия общества, — в самых ещё эгалитарных, то есть равноправных человеческих обществах. Функций у этой прото-религии с самого начала несколько разных. Среди них — познание окружающего мира, и это делает прото-религию тождественной прото-науке, а кроме этого — регуляция поведения членов древних человеческих обществ, — предотвращение конфликтов и примирение их участников, когда они всё-таки возникли. Эта функция аналогична современному воспитанию нравственности, а заодно, по крайней мере отчасти, — современной юриспруденции и вообще законодательной сфере. Кроме этого древняя религия была основным торговым регулятором, самая первая торговля происходила в древнейших храмах — пещерах, расписанных изображениями животных, которые имели для древних людей сакральное значение, как бы принуждая участников обмена вести себя благопристойно, то есть сдерживать агрессию и противостоять стрессу, возникавшему при встрече с представителями других племён, в их бизоньих шкурах, вместо наших — медвежьих.

Древние храмы, тысячи лет спустя после первых — пещерных, уже горделиво возвысившись к небесам, оставались ключевыми торговыми, культурными, научными центрами, а ещё — судами и банками.

Религия это зародыш, из которого вылупилась человеческая культура, и человеческая цивилизация. Напомню, что первыми научными центрами были мегалиты, вроде Стоунхенджа в Британии, шумерские зиккураты и храмы древнего Египта. Там наблюдали ход небесных тел, учились предсказывать смену сезонов, наступление сельскохозяйственных стадий — пахоты, сева и жатвы. Храмы Вавилонии и Египта были хранилищами знаний, ещё до появления библиотек в чистом виде. Ближе к нашему времени, в католических монастырях возникли первые европейские университеты, такие как Болонский и английские — Оксфорд и Кембридж. Европейская наука история родилась в первую очередь трудом одного монаха двойного монастыря Святых Петра и Павла в англосаксонском королевстве Нортумбрия — Беды Достопочтенного.

О том, что именно из религии возникает философия имеет смысл напомнить, потому что относительно античных философов это не так очевидно, но обычно их рассуждения начинались с рассуждений о богах. Гораздо лучше это видно относительно европейской философии уже христианских времён, потому что её прародителями можно, пожалуй, считать Аврелия Августина Иппонийского, и, следом за ним — Фому Аквинского, которые были в первую очередь религиозными философами.

Такие же материнские-дочерние отношения связывают религию и большую часть искусств, в частности живопись и музыку. А ещё — литературу и драматургию.

Теперь мой текст, который, конечно, намного менее обложен литературными источниками, но, надеюсь, понятно излагает наиболее отличие моих взглядов от позиции Жени. Итак

Религия как как воспаленный аппендикс разума

Нынешние рассуждения о месте и роли религии, а также ее историческом взаимодействии с материалистической естественной наукой представляется мне сильно запоздалым анализом и извинением за десятилетия ее полного отрицания. На этом пути психологически так или иначе неизбежны переборы и перекосы. Так работает автопилот на самолете – отловив смещение с курса под действием бокового ветра, он перекладывает рули направления в противоположную сторону с запасом, потом снова – в исходном, но меньше, и так, путем последовательных приближений выравнивает курс в заданном направлении. И ныне настал момент, когда путем словесной эквилибристики, по большей части, религия объявляется матерью наук. Речь, конечно, в данном случае о естественных науках, собирающих объективное знание, а не гуманитарных, которые есть переваривание вымыслов человеческого разума, возможное только вследствие существования наук естественных, приносящих умствователям пропитание, свет, тепло, кров и интернет.

Религия, однако, отнюдь не мать науки, а сестра-близнец, возможно даже сиамская, но все же младшая. А старшим ребенком человеческого сознания был, по моему глубокому убеждению, чувственный опыт, наблюдение и анализ причинно-следственных связей. Наблюдаемые повторяющиеся явления в их взаимосвязи при наличии долговременной памяти фиксировались и приводили к формированию устойчивых временных связей – темные облака на небе, за которыми следует дождь, Вспышка и ужасный звук – жди огоня. Установление таких связей, помимо собственно знания, приносит удовлетворение собственной сообразительностью, что я, например, знаю по себе. Один из краеугольных камней развития человека как вида – ориентировочный рефлекс, иногда именуемый рефлексом «что такое?», постоянно побуждает к сбору и анализу новых фактов и их взаимосвязей, и на этом этапе «первичного накопления» знаний никакая религия не требуется, и вот такая «прото-наука» и является первичной формой познания. Религиозный компонент мог возникнуть в досужих умах перво-интеллектуалов при наличии некоторого времени, свободного от поиска пропитания и процесса размножения.

Домысливание причин наблюдаемых явлений на уровне знаний первобытного человека не могло привести ни к чему иному, как формированию корпуса фантазий на тему реальных фактов. С одной стороны, это основательное постулирование реальных феноменов как проявление высшей силы, с другой стороны – это плодотворная идея эксплуатации образа предков, которые, по мере надобности, либо олицетворяют родительскую заботу, защиту и попечение, либо дисциплинарный фактор вплоть до карательных санкций – от постановки в угол до четвертования без права на УДО.

Экспоненциальное развитие религиозной идеи стало следствием того, что самые пройдошистые умы очень быстро выяснили, какое это эффективное средство управления толпой. В том, чтобы заставить толпу действовать целенаправленно и браться за полевые работы или сборы на охоту согласованно, куда эффективнее действует ссылка на высшую силу, чем приказ такого же, как прочие, хабилиса Васи.

Религия в силу развития социальной стратификации и специализации на определенном этапе становится привилегией узкого круга, обладающего материальной возможностью и свободным временем (пока остальные на них работают) для занятий высоким – управлением, искусством и тем, что на тот момент являлось наукой. Кстати, в пику автору оппонируемого текста, следует заметить, что развитие классической философии начиналось не с рассуждений о богах. Скорее они начинались с рассуждений о стихиях. А божественный Эпикур вообще в обстановке всеобщего поклонения богам додумался и не убоялся заявить, что вся эта олимпийская братия – выдумка, а наблюдаемый мир есть результат действия природных стихий, между прочим, это 4-й век до н.э. и с дерева слезли сравнительно не так давно.

С развитием рационального знания пути науки и религии расходятся. Симбиоз религии и науки противоестествен, поскольку эти в конечном счете антагонистические мировосприятия растили себя как могильщиков друг друга – поначалу преуспела религия и уничтожила немало нестандартных умов, потом за религию взялись атеисты, и религии мало не показалось.

Догматические религии постулирующие богооткровенность своих основополагающих документов со временем и развитием рационального знания либо должны отказаться от догм, либо выродиться в тупое повторение набора мантр, которое выбивает разум даже из тех, у кого он есть от природы. Что мы и наблюдаем.

Лаборатория имени Серветта. Картина Ю.Романовского (из личного собрания)