Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Здесь истории, слишком подробные и важные для меня, чтобы попасть в формат "Бредов и анекдотов", и это истории не столько обо мне, сколько о времени, которое я застал, точнее о времнах, довольно разных. Прежние истории об этом можно найти здесь. |
|||||
Прежний сайт |
|
07.01.2023 Русский чайник в Израиле - 18. Масада 14.12.2022 Русский чайник в Израиле - 17. ПЦ в квадрате или Поджечь дом, чтобы зажарить яичницу 15.11.2022 Русские чайники в Израиле - 16. Все тот же сон?! 04.11.2022 Русские чайники в Израиле - 15. Из огня да в полымя 25.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 4. Цфат, Цфат, Цфат 24.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 3. Высоко над Иорданом 22.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 2. Вертикальное удовольствие 17.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Вот Суккот! 03.10.2022 Русские чайники в Израиле - 13. Страна трех морей 02.10.2022 Склока или привычка? 30.09.2022 Русские чайники в Израиле - 12. Нечаянная радость 30.09.2022 Русские чайники в Израиле – 11. Эскулапы и Песталоцци 30.09.2022 Вердикт маршала Шапошникова 08.09.2022 Когда воротимся в Россию... 25.08.2022 Русский чайник в Израиле - 10. Новости укоренения и осознания 18.08.2022 Русский чайник в Израиле - 6. Шабес-кот Русский чайник в Израиле - 7. Попугай, говорящий "Хэллоу!" Русский чайник в Израиле - 8. "За" нельзя "против" Русский чайник в Израиле - 9. Едрена... 22.07.2022 Русский чайник в Израиле – 5. Другие 20.07.2022 Русские чайники в Израиле – 4. Любопытство не ко времени 17.07.2022 Русские чайники в Нетании – 3. Дежа вю 11.07.2022 Вообще-то завтра, но можно и сейчас… 03.07.2022 Фейки или Заведомо ложное все 29.06.2022 Русские чайники в Израиле. Продолжение 11.06.2022 Мангусты и доллар под фонарем 08.06.2022 Дырочка в ватной стене 05.06.2022 Израиль для чайников. Круг первый 02.06.2022 Израиль - страна контрастов 24.07.2020 Рокоссовский без цензуры. Дополнение |
|||
Мимолетное знакомство с кусочком Иерусалима только разожгло любопытство и, наконец, наши тамошние свойственники Миля и Миша позвали нас на обзорную экскурсию. Миля – профессиональный экскурсовод, а Миша, как выяснилось, тоже весьма эрудирован по части местной истории и географии.
Местная погода, которая в последние дни дает дрозда, чуть все не сорвала прогнозом того, что будет «дождь, дождь, дождь», но мы под твердое обещание Миши, что все будет хорошо, по утру собрались, прыгнули в машину и помчались по пустым по субботнему делу дорогам на юг. По дороге пару раз принималось моросить, но мы не отступали и продолжали мчаться навстречу впечатлениям – а что может быть большим впечатлением, чем встреча с Вечностью, которая гнездится в этом городе? Подобрав у их дома Милю с Мишей, мы под их руководством докатили до Старого Города и припарковались на подземной стоянке. Оттуда начался наш марш по Иерусалиму, занявший 7 часов с двумя перерывами - на кебаб и штрудель.
В Старый Город мы вошли через Яффские ворота на границе того, что здесь именуют Христианским и Армянским кварталами, не обращая внимания на то, что первое определение – религиозное, а второе – национальное. Для равнозначности второй из них правильнее было бы именовать Армяно-Григорианским. Кстати, и в Старом Городе, и за его стенами армянское присутствие весьма заметно по красно-сине-оранжевым флажкам, а вот «бесика» - бело-сине-красного триколора - я за целый день не приметил, хотя присутствие РПЦ постоянно поминается – и вот та церковь, и вот эта… Видимо, нынче кое-кто не хочет провоцировать погромы, только не еврейские… Психологически я был настроен на древнюю-древнюю древность – от города, который был древним во времена Христа, ждешь именно этого, однако материальные памятники здесь намного моложе моральных. Большинство строений – строены при Сулеймане Великолепном, а то, что древнее, по большей части потом неоднократно достраивалось, что очевидно даже по стенкам, выходящим на улочки – внизу здоровенные блоки, уложенные в раннехристианские времена, а потом – два или три слоя более мелких камней. Особых архитектурных и скульптурных изысков не видно, кроме францисканских и православных храмов и монастырей намного более поздних времен.
Место тайной вечери и Могила царя Давида Наверняка для глубоко верующего человека просто само осознание места и его истории исполнено иного смысла, чем для меня – все-таки хронического и закоренелого атеиста. Мне тут, кстати, объяснили, что НАСТОЯЩИЙ ЕВРЕЙ обязательно религиозен. Очень я люблю такие рассуждения и дефиниции – кто настоящий, а кто не настоящий на основании вот таких простеньких определений. Я не стал вступать в дискуссию по причине ее полнейшей бессмысленности в принципе и того, что у меня совершенно другие критерии… Тем не менее, несомненно, атмосфера Иерусалима совершенно очевидно влияет на сознание, особенно когда перед тобой могила царя Давида, дом, где родилась богородица, место тайной вечери и весь крестный путь Иисуса, независимо от того, насколько эти легендарные личности были реальны и какую связь имеют легенды о них с реальными обстоятельствами и их личными чертами. Кстати, насколько я понимаю, среди еврейских иерусалимских гидов популярно объяснение их пастве, что, во-первых, и сам Иисус, и вся его компания – сплошные евреи, как это ни удивительно для православнутых, и как это ни прискорбно для иудаистских ортодоксов. Во-вторых, я услышал и читанное мной неоднократно объяснение, что таких «реформистских» проповедников и пророков в Иерусалиме начала первого тысячелетия было – пруд пруди, и большинство из них, включая основателя новой религии, в сущности выступали за «чистоту идеалов иудаизма», против стяжательства и корысти иудейского священства. Вот одного из таких правдолюбцев апостол Павел и произвел в мессии, притянув соответствующий сонм легенд, а теперь уже никто ничего с этим сделать не может, кроме самого христианства, которому, как и любой догматической религии, трудно ассимилировать в свое учение новые реалии. Кстати, я услышал впервые интересную для меня и кажущуюся весьма правдоподобной трактовку евангельской проблемы – почему иерусалимцы единогласно потребовали освободить Варравана, хотя он и злой разбойник. Дело, как полагают, в том, что Варраван-то свой, местный, «с раёна», а Иисус – иногородний, галилеянин, его в Иерусалиме толком никто не знал, особой родни не наблюдалось, а у разбойника с этим было получше – родни и корешей в городе полно. При них особо орать «казнить Варравана» было не слишком-то с руки – можно было и схлопотать, да и что уж там в нем плохого – подумаешь, разбойник, обычное дело, а этот пришлый, он вроде против правительства – ну его к лешему! И так родилась легенда… Мы прошли по Старому Городу и вскоре оказались у легендарной Стены Плача, которая, согласно распространенной устной традиции, считается уцелевшим при разрушении Второго Храма римлянами его фрагментом. Все оказалось не так роскошно – стена подлинная, но не самого Храма. Стена Плача – просто наиболее близкая к разрушенному храму часть подпорной стенки, окружавшей довольно значительную территорию вокруг храма. Я сделал пару снимков стены издалека, еще до того, как мне объяснили, что прямо у стены по субботам снимать нельзя. Стена Плача К стене пускают по принципу «мальчики – налево, девочки – направо», сексистские догмы здесь в полном ходу. Я подошел к стене – мне хотелось понять, что есть эта «особая энергетика» места, про которую я читал и слышал тыщу раз. Ничего «такого» я не ощутил, врать не буду, вероятно – это моя проблема, а не Стены… Ну, и не то, что попросил, а помечтал дожить по-человечески… Не думаю, что поможет, но мечтать-то кто мне может запретить? Вид площади уродует нелепая лестница, ведущая за стену – во владения исламистов, там, где знаменитая мечеть Аль-Акса. Туда евреям можно только под конвоем, и только с экскурсионными целями, а молиться нельзя ни в коем разе – это специально оговорено и является предметом склок между иудеями и мусульманами. Это же – и чудесный повод устроить провокацию, а то и затеять нешуточную войну, вроде второй интифады. Намедни Итамар Бен-Гвир – экстремист из экстремистской ортодоксальной партии, дорвавшийся после выборов до министерского портфеля, начал свою деятельность с посещения «Застенья», и дня два власти доказывали, что это ничего, это можно – он там не молился. А мне за его очечками и белой кипой провокаторская рожа Жириновского мнилась… Мы шли по улицам, и то тут, то там возникали кусочками следы древности: то основание городской стены впечатляющей толщины, то совершенно необычная картина древней римской улицы, уставленной колоннами, перекрытой сводом, на котором покоится жилой этаж. Я такое увидел впервые…
Заложенные султаном Золотые ворота Сам сад не велик, скорее садик, чем сад, зато деревья по слухам – ровесники тех событий. Вот там Иисуса и взяли, и повели в город. Мы весь путь до Голгофы прошли без креста, и это было не совсем просто, потому что дорога идет в гору, а мы старше… Сейчас этот путь с обеих сторон обставлен лавками, торгующими конъюнктурными сувенирами и прочей ерундой, и на всей этой Via dolorosa расставлены таблички, описывающие, что произошло тут, а что – там. У самого Храма Гроба Господня и в нем – столпотворение, служба, вереницы туристов и верующих, ни разглядеть что-то толком, ни понять – где что - мне не удалось, а только понял, что вот все эти термины в Евангелии – «гора такая, гора сякая» - это такие холмики и пригорки. Вершина Голгофы по-нынешнему – это второй этаж дома. Гефсиманский сад Я вырвался на улицу из этой толпы с облегчением – все-таки, чтобы соваться в нее из праздного любопытства, - мне неловко, а «настоящего религиозного чувства», чтобы воспринимать все это с восторгом, у меня нет. Могу только констатировать в очередной раз, что идеальное представление из книг и даже видео не имеют ничего общего с реальностью. Такое же ощущение у меня было в Барселоне, когда я увидел воочию Саграда фамилия, в Риме – у Колизея, в Париже – у Нотр-Дам, и только египетские пирамиды оказались ровно тем, что я и подозревал о них издалека – горой камня, наваленной в качестве мегаломанского надгробия человека, который по определению не стоил таких трудов. Основательно притомившись за день хождения по Иерусалимскому Старому Городу, мы доползли до машины, доставили к дому наших гостеприимных гидов, которые, наверное, в тысячный раз провели гостей по своему городу, и покатили к дому своему – в Нетанию, до которой оттуда примерно полтора часа пути. Ясно, что первое посещение показало лишь, что туда надо съездить еще не раз и смотреть, не пытаясь заглотить все разом, а «леат-леат», как тут говорят, постепенно все внимательно разглядеть и попытаться понять.
|
|||||