Сайт Юрия Борисовича Шмуклера
О себе Эмбриофизиология ЦСКА Из дальних странствий воротясь Семейные обстоятельства Бреды и анекдоты О времени Старый сайт
Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Здесь истории, слишком подробные и важные для меня, чтобы попасть в формат "Бредов и анекдотов", и это истории не столько обо мне, сколько о времени, которое я застал, точнее о времнах, довольно разных. Прежние истории об этом можно найти здесь.

Блог

Facebook
Прежний сайт Прежний сайт

Русский чайник в Израиле – 21. Армянский Иерусалим

ЦСКА
О времени

27.01.2023 Русский чайник в Израиле – 20. Балаган

20.01.2023 Русский чайник в Израиле - 19. Святая святых

07.01.2023 Русский чайник в Израиле - 18. Масада

14.12.2022 Русский чайник в Израиле - 17. ПЦ в квадрате или Поджечь дом, чтобы зажарить яичницу

15.11.2022 Русские чайники в Израиле - 16. Все тот же сон?!

04.11.2022 Русские чайники в Израиле - 15. Из огня да в полымя

25.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 4. Цфат, Цфат, Цфат

24.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 3. Высоко над Иорданом

22.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 2. Вертикальное удовольствие

17.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Вот Суккот!

03.10.2022 Русские чайники в Израиле - 13. Страна трех морей

02.10.2022 Склока или привычка?

30.09.2022 Русские чайники в Израиле - 12. Нечаянная радость

30.09.2022 Русские чайники в Израиле – 11. Эскулапы и Песталоцци

30.09.2022 Вердикт маршала Шапошникова

28.09.2022 Зачистка разума

08.09.2022 Когда воротимся в Россию...

25.08.2022 Русский чайник в Израиле - 10. Новости укоренения и осознания

18.08.2022 Русский чайник в Израиле - 6. Шабес-кот

Русский чайник в Израиле - 7. Попугай, говорящий "Хэллоу!"

Русский чайник в Израиле - 8. "За" нельзя "против"

Русский чайник в Израиле - 9. Едрена...

22.07.2022 Русский чайник в Израиле – 5. Другие

20.07.2022 Русские чайники в Израиле – 4. Любопытство не ко времени

17.07.2022 Русские чайники в Нетании – 3. Дежа вю

11.07.2022 Вообще-то завтра, но можно и сейчас…

03.07.2022 Фейки или Заведомо ложное все

29.06.2022 Русские чайники в Израиле. Продолжение

18.06.2022 Анестезия

14.06.2022 Мы победили!

11.06.2022 Мангусты и доллар под фонарем

08.06.2022 Дырочка в ватной стене

06.06.2022 Таня. Мы в Израиле

05.06.2022 Израиль для чайников. Круг первый

02.06.2022 Израиль - страна контрастов

11.04.2022 Сухой остаток

26.02.2022 Спираль развития

24.07.2020 Рокоссовский без цензуры. Дополнение

21.07.2020 Рокоссовский без цензуры

16.07.2020 Баррикадный

 

Неугомонная Танька нашла нам новое приключение – записалась на экскурсию по армянскому кварталу Иерусалима. Конечно, объект очень интересный и заранее вызывающий симпатию, потому что мы связаны с армянами множеством нитей, а сама Армения, в которой мы впервые побывали в 75-м, оставила неизгладимое впечатление своей архитектурой и скульптурой.

Специфическую черту в это культурное событие внесло то, что сейчас творится в Израиле. За день до экскурсии в Иерусалиме произошел теракт с множеством жертв, в ночь на субботу – погромы в трех ресторанах как раз в армянском квартале, а утром, уже в пути, нас застало сообщение об еще одном теракте.

Такое впечатление, что экстремисты ожидали результата выборов, чтобы поскорее показать свои характеры, застолбить позиции и показать своим грантодателям необходимость усиленного и бесперебойного финансирования.
Тут мы забеспокоились, позвонили с дороги иерусалимским родственникам, но те безмятежными голосами убедили не отказываться от визита, видимо, опираясь на уже многолетний опыт бытования в их прифронтовом городе.

Действительно, наша «рыцарская прогулка», как называет это ее организатор, прошла в совершенно мирной обстановке, будто ничего и не случилось совсем недавно.
У стен Старого города нас ожидала кучка экскурсантов, приехавших раньше нас, и почти двухметровый экскурсовод вполне нордической внешности. Наш чичерроне оказался очень технически продвинутым и раздал всем наушники, которые позволили в очень приличном качестве слышать его комментарии, даже порядочно оторвавшись от группы.

Стоит напомнить, что древняя Армения была первой в мире страной, сделавшей христианство государственной религией. Отказ армянской церкви признать решения Халкидонского Вселенского собора, превратил ее в автономную, более близкую к восточному ортодоксальному христианству, которое в России зовется православием, но вполне самостоятельную церковь, считающуюся апостольской и называемую армяно-григорианской. Такая обособленность и продиктовала то, что в Иерусалиме армянская церковь и ее экспаты сформировали особый квартал.

Вот по его улочкам мы двинулись. Честно говоря, дебют экскурсии несколько удивил - он был весь посвящен армянскому искусству керамики, которое, к тому же, как выяснилось из разговоров, не совсем армянское, а развитое армянскими мастерами уже здесь – на Ближнем Востоке. И примером достижений в этой сфере долгое время в разговоре почему-то оказались таблички с названиями улиц. Оказывается, это важный наследственный местный промысел, которым занимались и занимаются исключительно армянские семейства. Таблички, как рассказал экскурсовод, позволяет датировать некоторые события и строения по тому, на каких языках сделаны надписи – только на арабском, еще и на иврите или на трех языках – вместе с английским. На фото на стене видна такая табличка – она уже трехязычная, следовательно, относится к временам английского мандата Палестины.

Похоже, весь этот сюжет был затеян, чтобы завести группу в мастерскую то ли Кардашьянов, то ли Каракашьянов (обе фамилии – довольно знамениты, правда, совсем по разным причинам), которые и нынче занимается этим промыслом. Вероятно, у гида с ними особые отношения, и он дает туристам великодушную возможность что-нибудь у этих керамистов купить…

Еще один образчик керамических изделий обнаружился вскоре на стене улицы, по которой мы шли в сторону армянского музея, и оказался довольно неожиданным. Из заглавной надписи следует, что таблички посвящены апостолам мира и дружбы, среди которых, с точки зрения автора затеи, превалируют футболисты и автогонщики, но и не без деятелей искусства, которые представлены Эннио Морриконе.

По улочке, над которой господствует громада собора францисканского монастыря, мы подошли к автостоянке, раскопки на которой по словам нашего гида принесли несметные археологические сокровища, а в ее углу, образованном высокими стенами с бойницами обнаружилась романтическая парочка, и Танька даже возжелала сфотографироваться на этом месте, что с ней бывает крайне редко, но, к сожалению, нас оттуда слишком быстро увели.

Этот район показался очень малолюдным, и наш гид это подтвердил – в армянском квартале почти нет жителей, да и всего в Иерусалиме не более 7 000 армян, что для почти миллионного города – капля в море. А этот так называемый Армянский квартал практически полностью занят монастырями и музеями.

Вот к музею мы и вырулили в конце концов. В центре зала располагается шикарный мозаичный пол, а в окружающей его колоннаде – витринки с роскошными древними рукописными книгами с рисунками красками и золотом. В залы музея, которые нам гид разрекламировал, он нас не повел, и мы ограничились осмотром первого этажа музея, где нашлись образчики керамики посерьезней табличек с названиями улиц – что-то вроде алтаря отделанного затейливыми изразцами.

Выйдя из музея, двери в который за нашей спиной заперли, мы отправились дальше, и на площади наткнулись на искусственную рождественскую елку – ее еще не убрали, потому, что, похоже, здесь придерживаются юлианского календаря. За поворотом мы оказались в дворике перед монастырем, украшенном знакомым нам по Армении хачкарами – крест-камнями, современными, но довольно стильными.

Монастырь этот – святых Яковов, я впервые слышу такую формулировку, но речь идет о ДВУХ разных христианских святых с одинаковыми именами. Один из них, согласно преданию – натуральный апостол Иаков, которому, вроде бы на этом месте голову отрубили – называется «усекновение главы». Гид долго объяснял, где именно была осуществлена эта процедура, куда глава была помещена сразу, а куда потом – почему-то это считается очень важным.

С этими усекновенными главами мы не впервые сталкиваемся – в Париже собор Сен-Дени, вообще стоит на месте, куда этот самый Денис пришел своим ходом со собственной усекновенной главой в руках…  

Убранство собора очень своеобразно – он весь увешан кадилами разных фасонов и калибров, и это выглядит довольно роскошно. Шла служба – причт, в основном – молодые ребята – пели хором, довольно слаженно.

На этом наша четырехчасовая прогулка закончилась. Было интересно, но, возможно, для меня – многовато чисто религиозной информации. Впрочем, вертеть головой туда-сюда и всячески любопытствовать мне никто не мешал. Так что я вполне удовлетворен поездкой. Мы, к тому же, видимо, угадали со сроками поездки - старожилы утверждают, что летом в Иерусалиме - пекло, и так вольготно не погуляешь.

Последняя черточка экскурсии добавила положителных эмоций: наконец, я нашел то, что для меня является индикатором города высокой культуры – значок с геральдическим символом францисканцев, который в эпоху иерусалимского королевства был гербом города. Это, конечно, не совсем герб, но за неимением лучшего…