Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Здесь истории, слишком подробные и важные для меня, чтобы попасть в формат "Бредов и анекдотов", и это истории не столько обо мне, сколько о времени, которое я застал, точнее о времнах, довольно разных. Прежние истории об этом можно найти здесь. |
|||||
Прежний сайт |
|
27.01.2023 Русский чайник в Израиле – 20. Балаган 20.01.2023 Русский чайник в Израиле - 19. Святая святых 07.01.2023 Русский чайник в Израиле - 18. Масада 14.12.2022 Русский чайник в Израиле - 17. ПЦ в квадрате или Поджечь дом, чтобы зажарить яичницу 15.11.2022 Русские чайники в Израиле - 16. Все тот же сон?! 04.11.2022 Русские чайники в Израиле - 15. Из огня да в полымя 25.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 4. Цфат, Цфат, Цфат 24.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 3. Высоко над Иорданом 22.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Часть 2. Вертикальное удовольствие 17.10.2022 Русские чайники в Израиле - 14. Вот Суккот! 03.10.2022 Русские чайники в Израиле - 13. Страна трех морей 02.10.2022 Склока или привычка? 30.09.2022 Русские чайники в Израиле - 12. Нечаянная радость 30.09.2022 Русские чайники в Израиле – 11. Эскулапы и Песталоцци 30.09.2022 Вердикт маршала Шапошникова 08.09.2022 Когда воротимся в Россию... 25.08.2022 Русский чайник в Израиле - 10. Новости укоренения и осознания 18.08.2022 Русский чайник в Израиле - 6. Шабес-кот Русский чайник в Израиле - 7. Попугай, говорящий "Хэллоу!" Русский чайник в Израиле - 8. "За" нельзя "против" Русский чайник в Израиле - 9. Едрена... 22.07.2022 Русский чайник в Израиле – 5. Другие 20.07.2022 Русские чайники в Израиле – 4. Любопытство не ко времени 17.07.2022 Русские чайники в Нетании – 3. Дежа вю 11.07.2022 Вообще-то завтра, но можно и сейчас… 03.07.2022 Фейки или Заведомо ложное все 29.06.2022 Русские чайники в Израиле. Продолжение 11.06.2022 Мангусты и доллар под фонарем 08.06.2022 Дырочка в ватной стене 05.06.2022 Израиль для чайников. Круг первый 02.06.2022 Израиль - страна контрастов 24.07.2020 Рокоссовский без цензуры. Дополнение |
|||
Неугомонная Танька нашла нам новое приключение – записалась на экскурсию по армянскому кварталу Иерусалима. Конечно, объект очень интересный и заранее вызывающий симпатию, потому что мы связаны с армянами множеством нитей, а сама Армения, в которой мы впервые побывали в 75-м, оставила неизгладимое впечатление своей архитектурой и скульптурой. Специфическую черту в это культурное событие внесло то, что сейчас творится в Израиле. За день до экскурсии в Иерусалиме произошел теракт с множеством жертв, в ночь на субботу – погромы в трех ресторанах как раз в армянском квартале, а утром, уже в пути, нас застало сообщение об еще одном теракте. Такое впечатление, что экстремисты ожидали результата выборов, чтобы поскорее показать свои характеры, застолбить позиции и показать своим грантодателям необходимость усиленного и бесперебойного финансирования. Действительно, наша «рыцарская прогулка», как называет это ее организатор, прошла в совершенно мирной обстановке, будто ничего и не случилось совсем недавно. Стоит напомнить, что древняя Армения была первой в мире страной, сделавшей христианство государственной религией. Отказ армянской церкви признать решения Халкидонского Вселенского собора, превратил ее в автономную, более близкую к восточному ортодоксальному христианству, которое в России зовется православием, но вполне самостоятельную церковь, считающуюся апостольской и называемую армяно-григорианской. Такая обособленность и продиктовала то, что в Иерусалиме армянская церковь и ее экспаты сформировали особый квартал.
Вот по его улочкам мы двинулись. Честно говоря, дебют экскурсии несколько удивил - он был весь посвящен армянскому искусству керамики, которое, к тому же, как выяснилось из разговоров, не совсем армянское, а развитое армянскими мастерами уже здесь – на Ближнем Востоке. И примером достижений в этой сфере долгое время в разговоре почему-то оказались таблички с названиями улиц. Оказывается, это важный наследственный местный промысел, которым занимались и занимаются исключительно армянские семейства. Таблички, как рассказал экскурсовод, позволяет датировать некоторые события и строения по тому, на каких языках сделаны надписи – только на арабском, еще и на иврите или на трех языках – вместе с английским. На фото на стене видна такая табличка – она уже трехязычная, следовательно, относится к временам английского мандата Палестины. Похоже, весь этот сюжет был затеян, чтобы завести группу в мастерскую то ли Кардашьянов, то ли Каракашьянов (обе фамилии – довольно знамениты, правда, совсем по разным причинам), которые и нынче занимается этим промыслом. Вероятно, у гида с ними особые отношения, и он дает туристам великодушную возможность что-нибудь у этих керамистов купить… Еще один образчик керамических изделий обнаружился вскоре на стене улицы, по которой мы шли в сторону армянского музея, и оказался довольно неожиданным. Из заглавной надписи следует, что таблички посвящены апостолам мира и дружбы, среди которых, с точки зрения автора затеи, превалируют футболисты и автогонщики, но и не без деятелей искусства, которые представлены Эннио Морриконе.
По улочке, над которой господствует громада собора францисканского монастыря, мы подошли к автостоянке, раскопки на которой по словам нашего гида принесли несметные археологические сокровища, а в ее углу, образованном высокими стенами с бойницами обнаружилась романтическая парочка, и Танька даже возжелала сфотографироваться на этом месте, что с ней бывает крайне редко, но, к сожалению, нас оттуда слишком быстро увели. Этот район показался очень малолюдным, и наш гид это подтвердил – в армянском квартале почти нет жителей, да и всего в Иерусалиме не более 7 000 армян, что для почти миллионного города – капля в море. А этот так называемый Армянский квартал практически полностью занят монастырями и музеями.
Вот к музею мы и вырулили в конце концов. В центре зала располагается шикарный мозаичный пол, а в окружающей его колоннаде – витринки с роскошными древними рукописными книгами с рисунками красками и золотом. В залы музея, которые нам гид разрекламировал, он нас не повел, и мы ограничились осмотром первого этажа музея, где нашлись образчики керамики посерьезней табличек с названиями улиц – что-то вроде алтаря отделанного затейливыми изразцами. Выйдя из музея, двери в который за нашей спиной заперли, мы отправились дальше, и на площади наткнулись на искусственную рождественскую елку – ее еще не убрали, потому, что, похоже, здесь придерживаются юлианского календаря. За поворотом мы оказались в дворике перед монастырем, украшенном знакомым нам по Армении хачкарами – крест-камнями, современными, но довольно стильными.
Монастырь этот – святых Яковов, я впервые слышу такую формулировку, но речь идет о ДВУХ разных христианских святых с одинаковыми именами. Один из них, согласно преданию – натуральный апостол Иаков, которому, вроде бы на этом месте голову отрубили – называется «усекновение главы». Гид долго объяснял, где именно была осуществлена эта процедура, куда глава была помещена сразу, а куда потом – почему-то это считается очень важным. С этими усекновенными главами мы не впервые сталкиваемся – в Париже собор Сен-Дени, вообще стоит на месте, куда этот самый Денис пришел своим ходом со собственной усекновенной главой в руках…
Убранство собора очень своеобразно – он весь увешан кадилами разных фасонов и калибров, и это выглядит довольно роскошно. Шла служба – причт, в основном – молодые ребята – пели хором, довольно слаженно. На этом наша четырехчасовая прогулка закончилась. Было интересно, но, возможно, для меня – многовато чисто религиозной информации. Впрочем, вертеть головой туда-сюда и всячески любопытствовать мне никто не мешал. Так что я вполне удовлетворен поездкой. Мы, к тому же, видимо, угадали со сроками поездки - старожилы утверждают, что летом в Иерусалиме - пекло, и так вольготно не погуляешь. Последняя черточка экскурсии добавила положителных эмоций: наконец, я нашел то, что для меня является индикатором города высокой культуры – значок с геральдическим символом францисканцев, который в эпоху иерусалимского королевства был гербом города. Это, конечно, не совсем герб, но за неимением лучшего…
|
|||||